Войти в почту

Качество медицинской помощи – постоянная тема для обсуждения, гневных постов и жалоб. Врачей в государственных поликлиниках и больницах упрекают в недостаточной квалификации и невнимании к больным, а сами медучреждения – в невозможности попасть к узкому специалисту и получить направление на анализы. А частные медцентры обвиняют в «накручивании» цен и, как ни странно, в некомпетентности специалистов. Люди несут свои кровные и хотят получить за них медицинское обслуживание по высшему уровню. Или хотя бы без грубых ошибок. Но гарантий никто не дает. Если вас покалечили (или, не дай Бог, ваш родственник умер после лечения) можно обратиться в суд. Правда, зло уже успеет свершиться. Чтобы улучшить ситуацию, Лига защитников пациентов объявила о создании открытого чек-листа клиник, лояльных пациентам. Деятельность медучреждений будут оценивать по четырем критериям: доброжелательность, законность, этичность и профессионализм. Такая оценка дело не просто добровольное, но и платное для медицинских организаций. За «Знак качества» придется выложить немало тысяч рублей в зависимости от величины клиники: например, если кресел в стоматологическом центре свыше 15 – за проверку придется заплатить 270 тысяч рублей, а небольшим узкопрофильным центрам, стоматологическим кабинетам и аптекам – по 90 тысяч. Аптечная организация будет проверяться по следующим критериям: не навязывается ли товар, не скрываются ли более дешевые аналоги, не отпускаются ли лекарства без рецепта. Для сетевых организаций цены даже не называются. Выявлять нарушителей планируется в ходе выборочных проверок, с помощью «тайных покупателей» и «тайных пациентов» - как в торговых сетях. Эти контролеры проверят также, как персонал умеет гасить конфликты, информирует ли граждан об их правах и обязанностях до начала оказания помощи, и вообще – достаточно ли он доброжелателен. Однако попытка подменить государственный контроль коммерческим (так как тот проект подразумевает плату, а значит, возможность коррупции) – дело неблагодарное. Даже государство неспособно навести порядок в этой сфере, и не только российское. Потому что объективной системы критериев оценки клиники или работы врачей до сих пор в мире нет. У нас в стране очень остро стоит вопрос о врачебных ошибках: статистики по ним нет, так же как нет и статистики по расхождению диагнозов. Количество жалоб – также необъективный показатель. Пациенты не способны оценить квалификацию врача, - только сервис, а сервис лечением не является. Создается впечатление, что этот проект Лиги защиты пациентов – типичная маниловщина, которая используется для самопиара. Ведь понятно, что вердикты, вынесенный «экспертами» Лиги, это просто бумажка, ни к чему никого не обязывающая.

Благие намерения
© Вечерняя Москва