Войти в почту

С пьяными борются до последней капли крови

Законопроект о новых правилах проверки водителей будет внесен в Госдуму Проект закона, позволяющий лишать прав водителей за содержание более 0,3 г алкоголя в литре крови, будет внесен в ближайшее время в Госдуму. Закон необходим для закрытия правовой лазейки, позволяющей многим пьяным нарушителям уйти от ответственности. Однако остаются другие не менее серьезные проблемы медицинского освидетельствования, говорят опрошенные “Ъ” эксперты: нужно как-то наказывать наркоманов, принимающих лекарства и разную химию для получения одурманивающего эффекта. Сейчас их привлечь к ответственности очень тяжело. Правительство России одобрило проект поправок к КоАП, согласно которым состоянием опьянения будет считаться, если в литре крови водителя содержится более 0,3 г чистого алкоголя. Сейчас, напомним, это состояние определяется, как правило, только по выдоху — алкометр должен показать 0,16 мг на литр воздуха. Но если человек получил в результате ДТП тяжелую травму и находится в больнице, то он может быть не в состоянии «дыхнуть в трубочку» (аналогичная ситуация может быть и при крайней степени опьянения). Ранее для таких случаев применялся анализ крови, что было разрешено приказом Минздрава. Но норму эту в конце 2015 года убрали, образовался правовой вакуум, исследование крови оказалось «вне рамок правового поля», пояснил начальник ГИБДД России Михаил Черников. «В итоге нетрезвые водители уходят от ответственности,— объяснил он во время своего выступления на правительственной комиссии по безопасности движения.— Законопроект, предусматривающий внесение изменений в КоАП, в ближайшее время должен поступить в Госдуму». В МВД также ссылаются и на Венскую конвенцию о дорожном движении, где сказано: в национальном законодательстве страны должен быть установлен допустимый уровень содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе (не выше 0,25 мг/л) и в крови (не выше 0,5 г/л). Формально Россия это требование до сих пор не выполнила. Напомним, действующее в России наказание за управление автомобилем в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического) — штраф 30 тыс. и лишение прав (назначается судом). По данным судебного департамента Верховного суда, в 2016 году за управление автомобилем в состоянии опьянения судами были лишены прав 271,1 тыс. водителей, оштрафованы 290,5 тыс. граждан на сумму 8,7 млрд руб. «Иначе определить опьянение у пострадавшего нельзя, кроме как по крови,— говорит президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Но мне непонятно, откуда берется эта цифра — 0.3. Раньше ведь было 0.5. Что, спирт стал каким-то другим? Или водители стали менее стойкими к алкоголю? Никаких научных обоснований не приведено». Опрошенные “Ъ” эксперты говорят о том, что система медицинского освидетельствования в целом нуждается в серьезной переработке. Одной из главных проблем является то, что врачи при установлении состояния опьянения не имеют права выносить заключение по клинической картине (хотя раньше это было возможно), пояснил “Ъ” заместитель директора Московского научно-практического центра наркологии Владимир Федоров. Однако, пояснил он “Ъ”, бывают ситуации, когда граждане для получения одурманивающего эффекта принимают различные лекарства (например, некоторые виды глазных капель). Врач обнаруживает эти вещества в организме человека, но с юридической точки зрения, руководствуясь приказом Минздрава №933, сделать ничего не может, даже если человек ведет себя неадекватно: наркотика или алкоголя не выявлено. Похожая ситуация с людьми, принимающими различную химию (например, дышат бензином, растворителем, клеем), рассказал “Ъ” господин Федоров, юридически состояние опьянения установить также не получается. Сохраняется также проблема правового статуса водителей, у которых в моче нашли следы опьяняющих веществ (этот анализ обязателен с 2016 года), рассказывает врач-нарколог Александр Ковтун. Напомним, в этом случае врач должен отправить биоматериал на повторный (подтверждающий) анализ в лабораторию, он длится несколько дней со дня поступления материала. Все это время водитель находится как бы в подвешенном состоянии: от управления автомобилем его уже отстранили (это первое, с чего начинается освидетельствование, если инспектор что-то подозревает), с другой стороны — состояние опьянения не установлено. На практике многих водителей просто отпускают и позволяют им садиться за руль, хотя де-юре так делать нельзя, пока не придет анализ. У самих врачей, рассказывает господин Ковтун, часто возникают проблемы при работе с хромоспектрометрами — медицинскими аппаратами, при помощи которых проводится подтверждающий анализ. Во-первых, большинство приборов иностранного производства, врачи просто не могут понять, что написано в инструкциях, говорит Александр Ковтун. Кроме того, новые аппараты перед использованием нужно калибровать по специальным эталонам наркотических веществ, которые нужно завозить из-за границы (в России их нет), а это чрезвычайно сложно сделать, нужно много согласований. «Без такой калибровки может оказаться, что одно и то же вещество два разных хромоспектрометра видят по-разному,— пояснил господин Ковтун.— Специалист, прежде чем работать с таким аппаратом, должен пройти обучение, а это далеко не всегда возможно. В результате выявляется большое количество нарушений процедуры медицинского освидетельствования». Иван Буранов

С пьяными борются до последней капли крови
© Коммерсант