Далее:

Сила страха

Наталья Афанасьева, женщина и мать, Москва Недавно мы со шведскими друзьями, моими ровесниками, вспоминали, сколько свободы было в нашем босоногом детстве. Оно пришлось на 80-е годы и, ощущения от них у нас, как ни странно, остались примерно одинаковые. И мы сами, и наши родители воспринимали этот мир как нечто куда более дружелюбное, чем то, полное опасностей место, в котором мы все живем сегодня. Возьмем автомобили. Они у нас были, разумеется, в то время, абсолютно разные. Однако выяснилось, что, несмотря на «два мира — два детства», возили нас, детей, в машинах одинаково, то есть вообще абы как: можно было стоять, сидеть у мамы на коленках на переднем сидении, а, если уж очень попросить, иной раз у папы за рулем. Представляете! Ладно у нас, где стремление к самосохранению, явно, не самая сильная национальная черта, но в Швеции, которая помешана на безопасности, где живут в основном шведы, которые на наших детей, катающихся на велосипеде или на роликах без шлема, смотрят как на потенциальных самоубийц, еще какие-то 30 лет назад не считалось, что болтание детей по салону мчащегося автомобиля может быть чем-от плохим. Мы с друзьями вообще стали думать о том, что, если бы, например, в то время, когда машины стали не роскошью, а массовым средством передвижения, у людей была такая же тревожная психика, как сегодня, то эти страшные железки, несущиеся со скоростью несколько десятков километров в час, запретили бы сразу, как нечто дико опасное. Нам-то сейчас и мобильный телефон кажется убийцей. Родителям и в голову не приходило, что ребенка в машине надо как-то специально закреплять для его безопасности. Первое детское кресло было придумано в США аж в 1935 году, но совершенно с обратной целью — его задачей было обезвредить водителя от ребенка, лишить маленького бандита возможности лазать по машине, хватать водителя за шею и играть в игру: угадай кто закрыл твои глаза, ну и т.д. А вот уже в 1967 году детское сиденье, которое было сконструировано инженером именно для безопасности юного пассажира, впервые показали на автосалоне. И, конечно же, это была шведская Volvo. Но сколько еще должно было пройти времени, чтобы ни одному шведскому родителю и в голову не могло прийти вези ребенка без кресла. Не знаю, как это происходило там: пытались ли шведы сначала подложить под детскую попу книжки, ловили ли их за это их шведские «гаишники»… Поправки в правила дорожного движения, указывающие, что «перевозка детей до 12-летнего возраста… должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств» сразу были восприняты большинством автолюбителей как прямая и явная угроза. Понятно было, что никакой дурак не купит это дорогущее кресло. Но сотрудники ГБДД со всей страстью стали бороться за безопасность наших детей: штрафы приличные, детей много, а имитировать кресло не так-то и просто, это не ремень. Потом пришла стадия смирения, все посчитали, что дешевле все-таки купить эти кресла, чем каждый раз платить штраф или взятку. Даже таксисты, которые сначала упорно готовы были терять клиентов, вместо того, чтобы положить в багажник бустер, мало-помалу свыклись. Но вот что интересно, прошло чуть больше 10 лет и теперь 90% российских родителей признались, что возят своих детей в автокреслах. Мало того, только 8 процентов из них сказали, что делают они это, чтобы не платить штраф. В тот момент, когда появились новые правила по перевозке детей, моему ребенку исполнилось 12 лет, поэтому, откровенно говоря, я не очень поняла, хороши ли они или не очень. Но точно могу сказать, что нормальным родителям уже все равно, что там написано в ПДД по этому поводу. То есть мы стали свидетелем уникальной — для нашей страны, по крайней мере — истории, когда закон, который как будто создавался для того, чтобы брать побольше взяток, в результате изменил сознание российского человека в сторону ответственности и заботы о безопасности. Так вот, гладишь, скоро как в Швеции заживем. Другие авторские колонки читайте в постоянной рубрике «Ответственные лица»
Оставить комментарий