Войти в почту

Дара Найдёнова. Эксперимент

На неделе, когда выдалась относительно летняя погода, мне посчастливилось погулять по улицам любимого шумного Калининграда. Однако, в противовес живописным видам и комфортным тропинкам в парках, в глаза, к сожалению, бросаются и другие картины: некогда прекрасная, а ныне с провалами брусчатка, из-под которой будто металлические корни вырываются трамвайные пути; неприемлемая высота бордюра, устрашающего вида пандусы… Я не так давно стала мамой, и мне вспомнилось, с какими трудностями я столкнулась, впервые выйдя в город с коляской. Многие из наших дорог и тротуаров не приспособлены пока к прогулке с колесами. Продолжив логическую цепь, я вдруг поняла и ужаснулась: я ни разу не видела человека с ограниченными возможностями, который спокойно прогуливается самостоятельно по улицам Калининграда, с легкостью преодолевает дорожное полотно и невозмутимо заезжает в приглянувшиеся ему магазины по пандусам. Меня заинтересовало, насколько остра в Калининградской области проблема маршрутизации людей с малой мобильностью. Наша съемочная группа решила проверить опытным путем, является ли наш город доступной средой для всех категорий граждан. Для начала, нам нужно было найти инвалидное кресло, чтобы попробовать себя в роли человека с ограниченными возможностями. Его нам любезно согласился предоставить магазин «Домашний доктор», находящийся на улице Пролетарской 90-92. Я решила испробовать те места и маршруты, которыми мне чаще всего приходилось пользоваться в повседневной жизни: подземный переход на Ленинском проспекте, переход Московского проспекта под Эстакадным мостом и перекрестки в районе Южного вокзала. К сожалению, в ходе нашего небольшого расследования выяснилось, что эти популярные места не приспособлены не только для людей с ограниченными возможностями, но и отчасти для рядовых граждан. Пандусы в подземном переходе есть, но спуститься и поднять по ним невозможно самостоятельно. Хотя и с чьей-либо помощью крайне тяжело взять такую высоту, разве что если помощник у инвалида будет атлетом. Виной всему слишком крутой угол подъема пандуса, укротить который практически нереально: на спуске кресло набирает слишком большую скорость, а на подъеме встает на задние колеса, угрожая в любое мгновенье опрокинуться. Для других граждан есть вполне нормальные ступени, и никаких проблем в этом смысле нет. Зато есть другая, касающаяся всех: переход сам по себе является опасным местом. Сквозняк и хаотичные пятка отсыревших уличных рисунков в тандеме с отсутствием освещения и камер видеонаблюдения вызывает ощущение какого-то подсознательного архаичного ужаса. Официальная статистика криминальных происшествий в подземном переходе мне не известна, но я лично знаю человека, которого там ограбили. Да и от многих знакомых я неоднократно слышала подобные истории. Может быть поэтому это место не пользуется особой популярностью? Я лично предпочитаю обходить его стороной, делая выбор в пользу безопасности, а не удобству маршрута. На Московском проспекте вблизи спорткомплекса «Юность» положение дел иное: и место светлое и дорога и пандусы более менее подходящие (хотя даже на них инвалидное кресло пришлось подталкивать дополнительно). Смущает только то, что испытуемый пешеходный переход пользуется дурной славой, ведь на нем случилась не одна трагедия. Помнится, еще десять лет назад, когда под колесами автомобиля погибла молодая женщина с детьми, власти обещали выделить средства и сделать надземный переход. Сейчас 2017 год, а на месте «зебры» появился лишь светофор. Может, его и правда достаточно, но осадок от ситуации остается все-равно какой-то неприятный. Район Южного вокзала разочаровал меня больше всего. Конечно, везде есть светофоры, но даже совершенно здоровым людям перейти проспект Калинина и Ленинский не так-то просто. Во-первых, затрудняет движение местами провалившаяся брусчатка. На фоне ям выпирающие трамвайные пути становятся еще выше. Мне лично на этих порогах приходилось переносить детскую коляску, так как даже со второй и третьей попытке преодолеть такую высоту привычным способом не получалось. Примерно такой же атлетический подвиг требуют и бордюры, которые местами не менее 30 см. Утешает во всей этой ситуации то, что тротуар на противоположной стороне все-таки уже переделали под стандарты доступной среды. А представитель прокуратуры города Черняховска в специальном интервью для программы «30 минут» рассказал, что работа по обеспечению безбарьерной среды активно ведется и это направление имеет определённую приоритетность. Пока людям с ограниченными возможностями самостоятельно не прогуляться даже по центральным улицам Калининграда, но динамика качественных улучшений в этом вопросе не может не радовать. Да и мнению экспертов с программы не доверять нельзя, а они уверенны, что уже не так далеко то будущее, когда путешествие по городу станет безопасным и приятным для всех жителей янтарного края и гостей региона. А увидеть наше небольшое телерасследование и узнать мнение гостей студии сможет каждый желающий завтра, 15 июля в 20-00 на телеканале «Россия-1».

Дара Найдёнова. Эксперимент
© Вести Калининград