Войти в почту

Почему машиностроителям России и Белоруссии сложно кооперироваться

Правила игры Как пояснили “Ъ” в Минпромторге РФ, в апреле в министерстве на совещании обсуждали вопросы кооперации и развития экспорта в третьи страны предприятий сельхозмашиностроения России и Белоруссии, в том числе «Ростсельмаша» и «Гомсельмаша». Также поднималась тема развития производства разных типов комбайнов (кроме зерноуборочных), спецтехники и оборудования, производство которых в ЕАЭС отсутствует. О каких-либо решениях в Минпромторге пока не говорят. При этом в министерстве уверяют, что в РФ белорусским предприятиям обеспечены намного более комфортные условия, чем производителям из третьих стран. Благодаря этому, по данным Минпромторга, за 2016 год объем поставок белорусской техники в РФ вырос на 37% в денежном выражении до $309,1 млн. Поставки белорусских зерноуборочных комбайнов составили 1840 штук, что делает «Гомсельмаш» вторым участником российского рынка с долей 30%, общий объем рынка — более 6 тыс. комбайнов (министерство не дает разбивки по поставкам комплектов, попадающих при сборке под субсидии РФ, и готовых комбайнов; в основном белорусы поставляют комплекты). Поставки зерноуборочных комбайнов из дальнего зарубежья за пять лет сократились более чем втрое, до 551 штук в 2016 году. Минпромторг признает, что рост поставок белорусской сельхозтехники «вызывает большую озабоченность у российских производителей, которые считают, что находятся в неравных условиях конкуренции». При этом объем поставок российской сельхозтехники в Белоруссию в 2016 году сократился на 55% в денежном выражении, до $6,1 млн. В Минпромторг РФ поступают обращения российских производителей сельхозтехники, которые сталкиваются с невозможностью реализации своей продукции в Белоруссии. При этом предложенную президентом Белоруссии Александром Лукашенко кооперацию «Ростсельмаша» и «Гомсельмаша» эксперты оценивают осторожно, делая упор на политический фактор. «Кооперация российской и белорусских компаний — это всегда не только экономический, но и политический вопрос, мы это видели на примере “Уралкалия” и “Беларуськалия”, МАЗа и КамАЗа»,— говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. С одной стороны, идея объединить бизнес похожих по производству компаний может быть рассмотрена с точки зрения повышения эффективности срезания расходов и увеличения рынка сбыта, замечает он, но на деле у компаний разный менеджмент, разные задачи, свои производственные циклы и, безусловно, надо учесть и политические факторы, поскольку при объединении неизбежно будет вставать вопрос в том, что же будет играть главную роль. Директор SBS Consulting Олег Сутырин соглашается, что кооперация может быть успешна, если позволит снизить себестоимость при унификации узлов техники и концентрации производства в одной из стран. «Такой вариант трудно, но возможно реализовать только при доверии двух сторон в долгосрочной перспективе»,— считает он. Второе направление кооперации — это проведение совместных разработок для рынков третьих стран, добавляет эксперт. Партнерство может быть эффективно, если будет найдено решение по разделению выпускаемой продукции, говорит господин Сутырин. Сейчас «Ростсельмаш» является технологическим лидером, но «Гомсельмаш» старается выпускать ту же линейку продукции, и его продукция дешевле, замечает эксперт. Для партнерства, по мнению Олега Сутырина, «Гомсельмашу» нужно либо согласиться на производство отдельных узлов для «Ростсельмаша», либо принять решение о разделении продукции с выходом в сегменты, не занятые «Ростсельмашем», например, в производство самоходных картофелеуборочных и свеклоуборочных комбайнов. Яна Циноева, Дмитрий Козлов