Войти в почту

Более 1500 тем: как готовиться к итоговому сочинению в 2022/23 году

Начиная с этого учебного года тематические направления для итогового сочинения больше публиковаться не будут. Как это отразится на школьниках и как правильно готовиться, «Летидору» рассказала старший преподаватель русского языка образовательной компании MAXIMUM Education Дарья Попович. Каким было итоговое сочинение раньше и что изменилось сейчас С момента введения итогового сочинения в 2014 году ФИПИ каждый август публиковал пять широких тематических направлений, на которые ребята могли ориентироваться при подготовке к испытанию. Хотя сами темы ученики узнавали непосредственно в день экзамена, благодаря четким границам установленных направлений, ребята понимали, что их ждет, и могли заранее подготовить примерный список литературных аргументов, а обзавестись «багажом» написанных сочинений по этим направлениям. С этого года пяти направлений, известных заранее, не будет. Вместо этого в банке ФИПИ появились три раздела с подразделами: Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека Внутренний мир человека и его личностные качества Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом Познание человеком самого себя Свобода человека и ее ограничения Семья, общество, Отечество в жизни человека Семья, род; семейные ценности и традиции Человек и общество Родина, государство, гражданская позиция человека Природа и культура в жизни человека Природа и человек Наука и человек Искусство и человек Что сильнее всего пугает школьников Ученики точно так же, как и раньше, получат список конкретных тем в день экзамена, но их будет уже не пять, а шесть. И самое интересное, что, по сути, эти темы известны заранее, поскольку они взяты из банка тем прошлых лет. И несмотря на то, что этот банк закрытый, не составляет труда найти темы, предлагавшиеся ученикам в предыдущие годы. Всего их около 1500, и в дальнейшем это число станет только больше, ведь банк будет пополняться новыми темам. Один из самых больших страхов выпускников — неизвестность. Ведь никто до последнего не знает, какая именно тема попадется из банка заданий. Однако не стоит расстраиваться раньше времени! Способ подготовки остается прежним. Главное — понять, какие произведения будут актуальны для каждого из этих разделов, какие эпизоды из этих произведений наиболее содержательны и как их можно раскрыть. Выбранные произведения нужно изучить вдоль и поперек. Нередко выпускники выбирают повести и романы, которые им посоветовали, но знают их поверхностно: не ориентируются ни в сюжете, ни в героях. Кто-то даже не уверен, как правильно зовут автора. Такое отношение в подготовке повышает риск пересдачи. Как получить зачет по итоговому сочинению Критерии и система оценивания не изменились: Объем (от 250 слов). Правило здесь одно: в процессе написания сочинения обязательно считать слова. Самостоятельность. Текст не должен быть списан, например, из интернета или сборника. Само сочинение оценивается по пяти критериям, и потом за всю работу выставляется зачет или незачет. Для того чтобы не «провалить» испытание, нужно, чтобы проверяющий зачел первые два критерия и хотя бы один из остальных. 1. Соответствие теме Самое важное — самому хорошо понимать, о чем пишешь. Этот критерий напрямую связан с тем, что нужно раскрывать тему качественно, не подменять понятия и соотносить свой тезис с доказательством и выводом. 2. Привлечение литературного материала Для получения зачета обязательно требуется привести хотя бы один литературный аргумент. Можно использовать любые произведения из классики, современной русской или мировой литературы, и даже необязательно из школьной программы. Например, можно использовать «Гарри Поттера» или «Игру престолов»! Однако запрещено брать в качестве аргумента частушки, комиксы или загадки. Для получения зачета требуется наличие одного аргумента, но можно перестраховаться и использовать, например, два. Если первый проверяющие не засчитают, могут поставить зачет за второй. Не запрещается брать оба аргумента из одного и того же произведения или использовать один пример из литературы, а другой — истории, обществознания или личного опыта. Этот лайфхак помогает, если не получается набрать нужное количество слов. Главное, чтобы аргумент относился к теме и подтверждал мнение ученика. 3. Композиция и логика рассуждения Этот критерий связан с абзацным членением и логичной структурой текста. Идеальное классическое сочинение должно содержать: вступление (тезис) собственное мнение по этому вопросу аргумент 1 (доказательство и микровывод) аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод) вывод (логичный итог рассуждений) 4. Качество письменной речи Обычно за этот критерий ученики получают «+», поскольку незачет ставится тогда, когда речь настолько плоха, что мешает понять смысл написанного. 5. Грамотность «Незачет» поставят в том случае, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Шпаргалка с аргументами Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека Темы этого раздела будут связаны с вопросами нравственного выбора: об идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. Возможные темы: Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни? Можно ли оправдать плохой поступок? Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание? Откуда брать литературные аргументы: «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский «Евгений Онегин» А. С. Пушкин «Голодные игры» С. Коллинз «Повелитель мух» У. Голдинг «Старуха Изергиль» М. Горький «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери «Гранатовый браслет» А. И. Куприн Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека Это раздел о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека. Возможные темы: Как вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»? На что готов пойти человек ради своей семьи? Человек должен жить для себя или на благо общества? Откуда брать литературные аргументы: «Война и мир» Л. Н. Толстой «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер «Герой нашего времени» М. Лермонтов «Горе от ума» А. С. Грибоедов «Гарри Поттер» Дж. Роулинг «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь «Капитанская дочка» А. С. Пушкин Раздел 3. Природа и культура в жизни человека Темы этого раздела будут связаны с рассуждением о науке и искусстве, о таланте, творчестве, об интересах в области искусства и науки, а также об экологии и роли природы в жизни человека. Возможные темы: Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание? Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности? Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет? Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу? Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса? Откуда брать литературные аргументы: «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери «О дивный новый мир» О. Хаксли «Отцы и дети» И. С. Тургенев «1984» Дж. Оруэлл «Мы» Е. И. Замятин «Голодные игры» С. Коллинз «Повелитель мух» У. Голдинг Фото: Freepik

Более 1500 тем: как готовиться к итоговому сочинению в 2022/23 году
© Letidor.ru
Letidor.ru: главные новости