В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Обзор Age of Empires 4 — принятие неизбежного

До релиза Age of Empires 4 вызывала во мне сдержанный оптимизм: разработчики из Relic Entertainment вовсю обещали вернуть «тот самый жанр RTS», который давно выпал из мейнстрима. Стратегии в реальном времени в том виде, в каком они некогда доминировали над рынком, канули в Лету и теперь периодически проплывают где-то рядом с классическими квестами и мейнстримными хоррорами. Инди, понятное дело, в расчет не берем, а крайне редкие крупные игры служат исключением, подтверждающим правила.

Обзор Age of Empires 4 — принятие неизбежного
Фото: CyberSport.ruCyberSport.ru

Видео дня

На этом фоне AoE 4 казалась каким-то крайне родным и здоровским камбеком, с той лишь поправкой, что разработчики до этого трудились немного в другом ключе и лепили скорее тактические симуляторы про сражения отрядов и правильное их позиционирование. Из последних — спорная Company of Heroes 2 и провальная Dawn of War 3. Однако бодрые видео внушали надежду. 

Заполучив в руки заветный ключ от новинки, я в нетерпении запустил игру. Она открылась с симпатичного синематика, после чего без предупреждения перекинула меня в обучающую миссию. Но я начал знакомство с игрой не с самой миссии, а, как и большинство, с настроек графики. Подняв качество картинки до более приличного, я вынужденно перезапустил игру, и... отсюда, пожалуй, и стоит перейти к семи стадиям принятия неизбежного.

Неверие 1/2 В игре есть специальные задания, которые увеличивают опыт профиля

Второй запуск Age of Empires 4 ожидаемо встретил все тем же синематиком, однако после него игра отправила меня не на незавершенную миссию, а в главное меню. Здесь неподготовленного меня ждало первое потрясение: большую часть меню занимали ежедневные задания. Голова попросту отказывалась поверить в то, что разработчики и правда совершили столь жесткое надругательство над культовой классикой. 

Они, конечно, не первые, кто пошел по этому пути: тот же Эд Бун в Mortal Kombat 11 тоже ввел «дейлики», и вышло вроде бы неплохо, а в Doom Eternal даже есть целый отдельный социальный пласт со скинами на Палача Рока, его арсенал и различных монстров (включая Мистера Дудца вместо Ревенанта). Но в стратегии-то зачем? Сделать вместо английской конницы всадников на розовых единорогах? В итоге выполнение миссий дает опыт (предположительно, будет влиять на подбор противников в онлайне) да возможность кастомизации аватарки, знамени и статуи на городской площади главного здания.

Отрицание 1/1 Примерно так выглядит первая миссия кампании. И да, она максимально заскриптована

Тяжело вздохнув, я решил отправиться в ту самую пропущенную тренировку, вынесенную в отдельную вкладку меню. Там меня ждала не одна миссия, а целых пять: начиная от первых шагов в создании экономики и заканчивая «поздней осадой крепости», что бы это ни значило.

Первая миссия прошла умеренно хорошо: там в привычной для серии манере от меня требовалось создавать крестьян и отправлять их на добычу четырех видов ресурсов — еды, древесины, золота и камня. Месторождения ожидаемо были расположены рядом с домом, а крестьяне болтали на каком-то потрясающем ломаном гибриде английского и симлиша — даже в какой-то мере мило.

А уже со второй тренировочной миссии игра сделала неожиданный финт ушами: в изучении «поздней экономики» AoE 4 попросила выдать ей 80 крестьян и 30 торговцев. Причем в духе оригинала каждым из них нужно было управлять по отдельности, правильно распределяя задачи и играя в какой-то чудовищный макромикроконтроль. Неужели игра все же пошла каким-то другим путем? Да быть того не может!

Заметка на полях: во второй миссии под управление игрока дают русских, которые тоже болтают какой-то несусветный и смешной бред: крестьянка, отправленная за дровами, выговаривает четкое «Люди трудитеся, заготовляйтеся», а стоит приказать ей рубить дрова, она и вовсе скажет что-то в духе «Древеса всегда надобно суть». Звучит уморительно и нелепо, однако все еще позволяет понять, о чем речь.

1/1 И это не максимальный размер крепости, которую можно встретить в игре

Однако уже третья миссия окончательно разбила мои надежды получить хорошую олдскульную стратегию. В коротком ролике объяснили, как различные отряды юнитов взаимодействуют друг с другом. В целом привычные «камень, ножницы, бумага»: лучники бьют копейщиков, копейщики — конницу, а конница — лучников. Про остальные рода войск тренировка решила умолчать, а потом выдала город с тремя военными постройками, по одной на каждый тип войск. AoE 4 мило предупредила, мол, с востока едут вражеские лучники, давай-ка ты их снеси каким-нибудь отрядом. Кликнув по конюшне, я… неожиданно получил стак конницы на 10 юнитов.

Это что, получается, вместо классической RTS четвертая часть серии вдруг стала игрой про отряды? То есть Relic, вместо того чтобы идти по пути доработки идей старых, решила накидать новых?

С трудом поборов себя и добив миссию, в которой мне еще и рассказали про важность ландшафта и его влияние на различные войска (например, лучники классно прячутся в лесу, а конница может нападать из-за холмов), я плюнул и выключил игру. Первый день знакомства оставил отвратительные ощущения.

1 Другая игра под старым брендом Age of Empires 4 не имеет почти ничего общего с привычной всем игрой: вместо скромных по масштабу, но интересных стратегических решений она предлагала совершенно другой геймплей. И знаете, если бы мне хотелось масштаба, я бы отправился в Total Waне в Age of Empires 4. Сделка

Но если серьезно, на первом дне заканчивать знакомство с игрой было бы странно. На следующее утро, включив AoE 4 (и проигнорировав дейлики), я решил попробовать принять ее такой, какая она есть: да, это не та Age of Empires, что я ждал, но, может, она и в таком виде ничего? В голове возник старый знакомый пример с Silent Hill 4, которая не была похожа на основную серию, но являлась хорошей игрой, пусть и сильно отступала от привычной формулы.

Я решил вернуться в тренировку и включить следующую миссию, посвященную ранней осаде. Мне выдали несколько готовых отрядов монголов и начали учить проводить осады: отряды на поле могут сами строить тараны и башни, а в специализированной постройке можно создавать катапульты и требушеты. Однако тренировка крайне плохо объясняет, как именно военные машины работают, а игра не дает поблажек, и уже в этой тренировочной миссии меня ждало поражение.

Вина 1/2 Вообще, в Age of Empires 2 тоже были большие армии и гигантские крепости...

...А может, это во мне проблема и я просто разучился играть в стратегии за то время, что они не выходили? Решив проверить навыки, я поставил ремастер Age of Empires 2. И нет, все вроде бы в порядке: партейка в «скирмиш» прошла успешно, а игра хоть и напоминала чем-то увиденное в AoE 4, но все же изрядно отличалась.

Вернувшись к «четверке», я решил отправиться в сюжетную кампанию. И вновь почувствовал себя как-то глупо: открывающая кат-сцена в духе документалок от Discovery смотрелась красиво и информативно. Так неужели все же виноват я, а не игра?

Гнев

После ролика началась кампания, которая не только почти не отличалась от увиденного в тренировке, но и возводила все недостатки в абсолют. На небольшого размера карте друг напротив друга стояли две огромные армии, не помещающиеся на одном экране. При этом под управлением игрока в самом начале — пара отрядов (опять же, именно отрядов, а не юнитов!) конницы да лидер, а игра дает очень четкие указания, куда идти и что делать. Возникает логичный вопрос: а тренировка-то тогда вообще здесь зачем?

Где-то внутри медленно начинала закипать злость. Черт возьми, да меня же обманули! А когда нейтральные юниты желтого цвета начали медленно становиться синими и переходить под мое начало, я и вовсе почувствовал себя преданным: размер армии не то чтобы пугал, а просто напоминал о сражениях из Total War. 

Некоторые же баги вроде невозможности выбрать всех «рамкой» за пределами экрана просто из-за того, что при сдвигании камеры эта самая «рамка» сбивается, и вовсе приводили в ступор. Игра словно делала все, чтобы показаться другой при вроде бы знакомом ядре, чем вызывала лишь раздражение и злобу. Вместо нормального стратегического подхода приходилось играть в какой-то нелепый микроконтроль: на тактические решения чаще всего просто не хватало времени, и оставалось лишь вовремя даблкликать по юнитам да отправлять их бить кого придется. Впрочем, игру это полностью устраивало: войска неплохо сражались даже без моего контроля, а из-за границы экрана то и дело прибегали подкрепления.

Мне отчаянно хотелось найти уже наконец ту игру, которую я ждал, но AoE 4 делала все, чтобы обмануть ожидания. Я уже даже не злился, а, скорее, чувствовал усталость и разочарование.

4 Кругом обман Если попытаться принять игру такой, какой она кажется в этот момент, и забыть про наследие серии, можно решить, что она не совсем провальна. Да, это совсем не то, чего ждешь от Age of Empires, но в ней есть какие-то плюсы. Большинство из которых разбивается о копья простоты и отсутствия в игре хоть чего бы то ни было интересного. «Пресно» — пожалуй, лучшее описание увиденного. Депрессия

С грустью в сердце я запустил вторую миссию, в которой вновь увидел готовые отряды и отсутствие построек. Тяжко вздохнув, я отправился на первое задание — захват какой-то небольшой деревушки. Ее охранял малочисленный отряд противника, которого нужно было победить, правильно расставляя приоритеты и отправляя отряды в бой. Сложно? Да нет, скорее скучно.

Каких-то сверхъестественных требований к управлению юнитами нет. Враг прет в лоб, не заморачиваясь с тактикой, поэтому не менее лобовой прием работает почти безотказно — знай себе успевай только лучников контрить да конницу отводить от копейщиков.

Но победив присутствующую в деревне армию, я неожиданно увидел то, на что уже и не надеялся: домики на карте перешли под мой контроль, а игра предложила выстроить экономику. Наплодить новых крестьян, отправить их на добычу ресурсов и постройку новых зданий. Сделать казармы, развиться до новой эпохи и начать строить конницу. Даже армия вдруг стала строиться не стаками, а поштучно. Неужели все, что игра показала до этого, было лишь мишурой, внутри которой и правда скрывалась «та самая» Age of Empires?

Принятие

Чтобы убедиться в своей правоте, я решил зайти в «скирмиш» — ультимативную проверку любой теории, в которой игра наверняка раскроется именно такой, какой она и должна быть. Поставив себе сложного противника на случайной карте, я начал играть за славян. Карта встретила меня вполне дружелюбно и в духе серии: стартовая база, пара-тройка крестьян и разведчик, ничего лишнего. Мой угол был удачно отгорожен водой, поэтому я начал методично выстраивать экономику и готовиться к переходу во вторую эпоху. Где-то в глубине души затеплилась надежда: старт был ровно таким, каким он и должен был быть в AoE. Игра наконец-то раскрывала свой потенциал.

А потом на моем острове появились первые разведчики врага. Они не пытались нападать, нет — компьютер проводил логичную рекогносцировку. Я даже не сразу понял, откуда он вообще приплыл. А когда понял, было поздно: британская галера высадила небольшой отряд, который начал методично выкашивать моих крестьян. Я пытался сдержать неожиданную атаку тем небольшим количеством боевых юнитов, что успел построить, но британцы начали точечно атаковать сразу с нескольких сторон. Как итог — первый проигрыш, который в моих глазах обернулся большой победой. «Та самая» игра все же скрывалась внутри — просто не на виду, а чуть глубже, чем я ожидал.

На вторую карту я уже пришел во всеоружии. Здесь началась настоящая тренировка и обучение основам. Опытным путем я выяснил, как и зачем строить осадные сооружения и как их лучше расставлять. Понял значимость разведки и каменных стен, а также осадных башен и нюансов ландшафта. Тут же удалось разглядеть важнейший плюс новинки в сравнении со старыми частями: при выборе нескольких типов юнитов они сами логично выстраиваются в боевой порядок, выдвигая вперед быструю конницу и держа в арьергарде слабых лучников. А еще юниты автоматически подстраиваются по скорости под самых медленных, что позволяет нормально передислоцировать войска и подготовить их к наступлению.

Развитие до трехзначных чисел происходит крайне логично и постепенно: никаких резких скачков на сотни юнитов здесь нет, а правильное использование даже десятков пехотинцев способно переломить ход сражения. Эмоции от игры ровно те, что и хотелось получить с самого начала. Почему Relic решила спрятать все это — большая загадка

В итоге Age of Empires 4 оказывается по-настоящему крепкой стратегией с интересными решениями, новыми нотками и идеями и сохранением духа старой школы. Это буквально та же Age of Empires 4 с некоторыми нововведениями из третьей части и других игр — например, при переходе в новую эпоху игрок должен строить на выбор одну из двух построек, дающих разные бонусы. А победу можно получить не только разрушив ключевые строения, но и захватив святилища, расположенные на карте, с помощью монахов.

Наконец, представленные в игре восемь наций действительно отличаются от друга — не только конкретными юнитами, но и отдельными принципами: те же славяне, например, получают золото от охоты, так как торгуют пушниной, но не строят каменные стены. А монголы способны кочевать, перемещая базу по карте, плюс обладают конными лучниками. Наций восемь, и играть за каждую нужно по-своему, учитывая их сильные и слабые стороны.

P. S. Миссия, которая включается при первом запуске, — не та тренировка из отдельного меню. Узнал я об этом только на третьем часу, и вот она как раз отлично учит азам, показывая и создание одиночных юнитов, и сражения небольшими отрядами, и необходимость правильного развития экономики. Жаль, что спрятана она довольно неочевидно и без нее я уже успел обмануться. Глядишь, первые 3-5 часов прошли бы куда приятнее.

Достоинства интересная и глубокая стратегия старой школы; принципиальные различия между нациями; отличная оптимизация; богатое разнообразие механик. Недостатки поначалу игра притворяется совершенно другой; неинтересные кампании; морально устаревшая графика. 8 Секретное вторжение Age of Empires 4 — хорошая стратегия старой школы, которая прячется под другим обличьем. Если прорваться через первичные сомнения из-за ежедневных заданий, гонки за косметическими предметами и крайне странных вступительных миссий, то можно добраться до отличного преемника классики. Пожалуй, это лучшая стратегия за последние годы — во многом потому, что конкурентов у нее попросту нет. Скучающим по жанру настоятельно рекомендуется к ознакомлению.