В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Какой могла стать Half-Life 2 — без гравитационной пушки, но с рыжей Аликс и жутким крематором

В прошлый раз мы поговорили о разработке и истории создания Half-Life 2, а также о том, как менялись ее сюжет и структура. На этот раз Cybersport.ru предлагает отправиться на археологические раскопки и посмотреть, что не дожило до релиза, но в том или ином виде успело засветиться в сети. Удаленные модели, нереализованные идеи и все то, что нашлось в утечках и официальных концепт-артах, — в материале.

Какой могла стать Half-Life 2 — без гравитационной пушки, но с рыжей Аликс и жутким крематором
Фото: CyberSport.ruCyberSport.ru

Богатейший арсенал 1/3 Ракетница

Видео дня

Ожидаемо, в Half-Life 2 на разных этапах разработки было много оружия, не попавшего в финальную версию. На «Бореалисе», к примеру, Гордон должен был вооружиться сигнальным пистолетом: он стреляет сигнальными ракетами на небольшое расстояние и может поджечь противников. Где-то там же появлялся ледоруб, который явно был удален ради добавления монтировки, и огнетушитель, необходимый для ликвидации очагов возгорания на корабле. В других ситуациях он был бесполезен, поэтому пошел под нож вместе с уровнем.

Кстати, огнемет крематоров можно было получить в свое распоряжение. Его выстрел буквально разъедал органику и был особенно эффективен против незащищенных врагов вроде зомби и муравьиных львов. Поджигать противников можно было и с помощью «коктейлей Молотова».

1/5 Brickbat

Стоит отметить, что на ранних этапах знаменитой гравитационной пушки в игре не было. Ее место занимала физическая пушка: она позволяла поднимать предметы в воздух и перемещать, а также соединять между собой. Но в отличие от релизной версии, она не умела притягивать вещи к игроку и запускать их в полет с большой силой. Для бросков и поднятия предметов использовалась функция brickbat, буквально позволявшая брать руками различные предметы вроде голов крематоров, мертвых хедкрабов и пивных бутылок.

Хватало и более привычного оружия: к примеру, в какой-то момент Гордон мог получить в свое распоряжение автомат Калашникова, который стрелял в нескольких режимах (одиночными, с отсечкой по три патрона и в автоматическом). Должен был вернуться и MP5K, которым пользовался ученый в Half-Life, но в итоге пистолет-пулемет заменили на более совершенную модель MP7. В арсенале Гордона могла появиться и снайперская винтовка комбайнов — в игре ею все еще пользуются снайперы патруля Альянса, но Гордону доступен только арбалет. Был и тяжелый пулемет HMG1 с чудовищным разлетом и не менее чудовищным уроном: если удавалось попасть, солдаты комбайнов умирали буквально с пары выстрелов.

1/3 XM-29

Что интересно, из оригинальной Half-Life чуть было не появилось и еще одно оружие в довесок к MP5 и арбалету. Речь о тау-пушке: визуально она была похожа на оружие, установленное на багги в релизной версии, а работала по тем же принципам, что и в первой части.

В ранних трейлерах часто фигурировала XM-29 — штурмовая винтовка, прототип которой реально разрабатывался армией . В нашем мире ее производство оказалось крайне дорогим, поэтому от нее отказались, а вот в играх она нашла вторую жизнь. В мире Half-Life 2 ею были вооружены солдаты комбайнов, но позже XM-29 заменили импульсной винтовкой. Вырезанное оружие стреляло с хорошей точностью, с помощью встроенного прицела легко превращалось в подобие снайперской винтовки и позволяло наносить высокий урон с помощью встроенного гранатомета. В утекшей бете функции последнего, правда, были удалены.

1/2 Торцевой ключ в руках Аликс

И это только оружие, модели которого присутствуют в игре. А есть и те, что не ушли дальше концепт-артов — к примеру, элитные синтет-солдаты комбайнов (тоже, кстати, не попавшие в релизную версию) должны были атаковать игрока с помощью хитрой винтовки-копья. А Аликс на ранних концептах была вооружена торцевым ключом — предполагается, что это было фирменное оружие героини, подобно монтировке Гордона и газового ключа Адриана Шепарда из Half-Life: Opposing Force.

Друзья и враги 1/3 Ранний концепт-арт Аликс

С удаленными персонажами ситуация обстоит не менее интересно. Начать разговор стоит с главных героев: Аликс Вэнс изначально планировалась совсем другой. Девушка обладала ярко-красными волосами, была наполовину азиаткой и наполовину африканкой, а костюм ее состоял из зеленой куртки с меховым воротником и комбинезона сине-зеленого цвета. В утекшей бете у героини уже было лицо актрисы Джамил Маллен, которое осталось и в релизной версии, а вот костюм соответствовал ранним наброскам.

Не менее интересно, что долгое время Аликс не имела никакой родственной связи с Илаем. На ранних этапах разработки Илай носил фамилию Максвелл и был другом Аликс. К релизу изменения претерпели его фамилия и отношения с героиней, а вот дизайн по большей части оставался неизменным на протяжении разработки — разве что на первых эскизах можно заметить повязку, закрывающую один глаз героя.

1/7 Концепт-арт с Гордоном, Аликс, Илаем Максвеллом, Скитч и Псом

Отцом Аликс был другой герой, капитан Вэнс. Он был одним из немногих уцелевших военных высокого ранга и возглавлял «призывников» — особый отряд на службе у комбайнов, созданный из бывших земных военных. Концепция фракции пошла под нож, хотя упоминания призывников все еще можно услышать в объявлениях по громкой связи. По задумке призывники должны были быть низшим звеном в войсках комбайнов и работать под прикрытием на Сопротивление. Когда фракцию решили вырезать, Илай Максвелл и капитан Вэнс стали одним персонажем, Илаем Вэнсом, а часть функций капитана перешла Барни Калхауну и Одессе Кэббеджу, одному из лидеров Сопротивления, который занимает аванпост «Новая Малая Одесса». Примечательно, что голова Одессы позаимствована у Оделла, удаленного инженера «Бореалиса». Как говорится, ничто не забыто.

Продолжая разговор об Аликс, стоит отметить, что кроме Пса у нее могла быть Скитч — самка пришельца неизвестного вида. Поначалу Пес принадлежал Илаю Максвеллу, а не Аликс, но позже перекочевал в питомцы девушки вместо удаленной Скитч. Пришелец не ушел дальше концепт-артов.

1/5 Хелена Моссман

Упомянутая ранее Хелена Моссман отличалась от Джудит Моссман не только внешностью, но и характером. По первоначальной задумке, по ее поведению можно было заранее догадаться о готовящемся предательстве, но характер был изменен на более мягкий после того, как начала озвучивать героиню.

Уоллес Брин, администратор Сити-17, также не сразу получил свой финальный облик. В ранней версии героя звали просто Консул, и он был вдохновлен скорее Большим Братом из «1984» . Интересно, что постепенно герой должен был терять человеческий облик, превращаясь в синтета, но игрок об этом мог узнать только в самом конце истории при личной встрече. «Бринкаст», огромные экраны, также имели другой вид: вместо крупных голограмм в некоторых местах города стояли сферические объекты, увешанные кинескопами.

1/7 Рабочие «Бореалиса» с оружием

Кроме призывников, под нож пошли еще две фракции: рабочие и гражданские в масках. Первые появлялись в двух видах: одни работали на «Бореалисе», другие — на фабрике комбайнов. Визуально они отличались только цветом комбинезонов: фабричные работники носили зелено-оранжевую форму, а те, кто работал на «Бореалисе», были облачены в более нейтральную серую. Здесь же стоит упомянуть, что на фабрике работали и дети, которых ни в каком виде нет в релизной версии. Гражданские в масках были актуальны на момент раннего сценария образца 2001 года, в котором воздух в Сити-17 был сильно загрязнен. Вырезали их еще и потому, что Valve делала большую ставку на новую лицевую анимацию, которую не было бы видно за скрывающими лицо противогазами.

Пропавшие солдаты 1/5 Концепт-арт крематора

Нельзя игнорировать и удаленных противников, которых до неприличного много: одних только комбайнов в игру не попало больше десятка. Одним из самых запоминающихся был, несомненно, крематор — пассивный уборщик, сжигавший тела и другую органику вроде случайных монстров на улицах города. Интересно, что до конца не известно, что же представлял собой крематор: тело его напоминает человеческое, хотя на руках всего по четыре пальца, а головы при этом создаются детьми на заводах и легко отделяются от туловища (в бете Гордон мог ими кидаться). В лаборатории Илая все еще можно найти голову крематора, правда, ученый не может внятно объяснить ее происхождение.

Быстрые зомби изначально были еще одним воином комбайнов, ассасином-пришельцем. Противник был куда опаснее того, что попал в релизную версию: помимо быстрого перемещения и атаки когтями, у ассасина в арсенале были метательные ножи и гранаты, а также умение скрываться в дымовой завесе и всячески мешать прохождению. Стоит отметить, что ассасин, помимо прочего, мог еще и насмехаться над Гордоном: в файлах беты нашли соответствующие аудиофайлы.

1/4 Концепт-арт девушки-ассасина

Другая версия ассасина комбайнов уже упоминалась в тексте: девушка в легкой броне встречалась на «Бореалисе». Внешне девушки-ассасины сильно напоминали элитных солдат патруля Альянса, которых можно встретить ближе к концу игры. Предположительно, ассасины занимали довольно высокую позицию в иерархии Альянса. Как и в случае со многими другими моделями, девушка-ассасин не пропала бесследно: ее шлем используется у вышеупомянутых элитных солдат, а приспособления на ногах перешли к Челл из Portal.

Страж комбайнов, наполовину синтет, наполовину человек, должен был стать одним из боссов в Half-Life 2. Он был вооружен особой пушкой, стреляющей дезинтегрирующим лучом, способным с одного удара убить почти любого врага. В ближнем бою страж мог сильно пинать Гордона. Примечателен дизайн противника: несмотря на то что у него есть человеческая голова, «смотрит» он с помощью встроенной в массивный костюм камеры, так как лишен глаз. Кроме того, судя по найденным данным в бете, многие типы атак на стража попросту не действовали и его нужно было сбивать с толку с помощью бросков предметов гравипушкой, после чего взрывчаткой срывать части брони. Выпавшую после смерти пушку можно было забрать себе — судя по всему, в первую очередь она предназначалась для борьбы со страйдерами.

Неизвестные виды 1/9 Модель буллсквида

Если же говорить об инопланетной фауне, то вырезано было не так уж и много. К вышеупомянутым буллсквидам и хаундаям можно добавить гидру — червеподобное существо, состоящее из прозрачного тела и трех щупалец. Ее можно было увидеть в первом официальном трейлере: гидра накалывала одного из солдат Альянса и утаскивала в канализацию. Согласно утечке, это был один из боссов игры, но несмотря на массу затраченных усилий разработчиков, существо оказалось довольно невыразительным в геймплее.

В игре планировался захваченный хедкрабом ассасин-пришелец, который также должен был стать одним из боссов: у него был большой запас здоровья, он умел высоко прыгать и обладал большинством атак оригинального носителя, за исключением метания гранат. И конечно, монстр был более глупым благодаря тому, что им управлял хедкраб.

1/7 Кровавый хедкраб, вид спереди

В Рейвенхольме планировались особые, кровавые хедкрабы. От обычных они отличались в первую очередь расцветкой, чуть меньшим размером и более детализированными клешнями, расположенными возле пасти существа. Связанные с ними зомби также отправились в утиль, но наследие их живее всех живых: все анимации и хедкрабов, и зомби перешли почти без изменений в релизную версию. Просто модельки нарастили полигонов и убрали излишки крови.

Наконец, в игре мог появиться новый тип барнаклов: в пустынях пришельцы не свисали с потолка, а стояли на земле. Как именно они должны были атаковать, до конца не понятно.

Дарквеб 1/5 Краб-синтет

Еще одной фракцией, по большей части пропавшей из игры, были синтеты — самовоспроизводящиеся роботы, способные эволюционировать. К ним относятся, например, страйдеры, штурмовики Альянса и боевые сканеры. Ближе к финалу можно увидеть несколько типов синтетов, не удаленных из игры, но и не доведенных до полноценных противников, — мортиру-синтета и краба-синтета. На ранних этапах оба должны были появиться в сражениях с Гордоном, а не только на конвейере в Цитадели, но Valve приняла решение отказаться от планов. Но были и удаленные или не ушедшие дальше концепт-артов враги, некоторые из них уже были упомянуты в разделе о комбайнах.

Краба-синтета могли сопровождать штурмовые синтеты — более мелкие существа (все еще превышающие рост человека). О них, увы, не известно ничего, кроме внешнего вида. Той же судьбы удостоился и атакующий синтет: он был размером со страйдера, но с куда более массивным телом и серьезным вооружением.

1/4 Концепт-арт солдата-пришельца

Солдат-пришелец комбайнов не получил собственной модели, так и оставшись на уровне концепт-артов. Пришелец напоминал прямоходящего червя, в ближнем бою атаковал энергетическим хлыстом, а на больших дистанциях стрелял из пистолета. Отчасти его дизайн перекочевал к советникам Альянса.

Еще один боец комбайнов, оставшийся только на бумаге, — суперсолдат. Он двигался почти бесшумно и при этом был лишь немногим меньше страйдеров. Именно размеры послужили причиной отмены дальнейшей проработки существа — частично дизайн был применен при создании элитных солдат Патруля Альянса.

1/5 Ранний концепт-арт солдата-синтета

Кстати, страж комбайнов берет начало в элитном солдате-синтете комбайнов: как и ассасин-пришелец, элитный солдат планировался как быстрый и ловкий противник, вооруженный при этом уникальным оружием — винтовкой-копьем. Солдата-синтета отличала интересная физиология: его правая рука была куда меньше и тоньше левой, что позже было использовано в дизайне громилы для Left 4 Dead 2.

Всех «пришельцев» с человеческими чертами решено было удалить, чтобы сделать комбайнов более таинственной угрозой.

Как и в случае с первой частью, Half-Life 2 изрядно изменилась от первых идей к релизу — и в итоге заняла свое место в пантеоне значимых игр. Могла ли она быть интереснее — вопрос, конечно, открытый: кто знает, помогло бы игре увеличение длительности или же пошло во вред. История удаленного контента в серии на этом, впрочем, не заканчивается: благодаря утечкам и комментариям разработчиков в сети появилась информация о минимум двух невышедших эпизодах игры, да и о триквеле нет-нет да и проскочит какая-то информация.