Войти в почту

Почему маркетплейсы стали лидерами в производстве роботов

Мировой рынок логистических и складских роботов растет со скоростью 24,66% в год и к 2030 году достигнет 85,03 млрд долларов.

Почему маркетплейсы стали лидерами в производстве роботов
© Российская Газета

Такие данные содержатся в исследовании Data Bridge Market Research. Однако даже эти цифры не дают представления о том, сколько денег сегодня приносят складские роботы. Исследование рассматривает лишь коммерческий рынок логистических роботов без учета ключевых игроков рынка, какими сегодня стали маркетплейсы.

Amazon, Alibaba и несколько других крупных маркетплейсов разрабатывают и производят складских роботов для своих потребностей самостоятельно. Российские маркетплейсы также активно работают над автоматизацией складов. Так, в мае 2023 года "Яндекс" открыл центр по созданию складских роботов для "Яндекс Маркета". У компании уже есть два вида роботов - инвентаризатор Spectro и транспортировщик Motus. Роботы используют программное обеспечение "Яндекса" и работают на крупнейшем логистическом объекте маркетплейса в подмосковном Софьине. Как утверждают в "Яндексе", робот Spectro за 1,5 часа проводит инвентаризацию склада, на которую команда из пяти сотрудников потратила бы около четырех недель.

Другой крупный игрок российского ретейла Ozon также инвестирует в автоматизацию своих складских комплексов. Отдельная команда из Ozon Tech разрабатывает системы управления конвейерами и программное обеспечение для них. "Ежедневно на складах Ozon по всей стране распределяют более 3,7 млн товаров, и автоматизированные конвейерные ленты помогают перемещать товары по логистическому центру, а 5D-сканеры и сортеры распределяют собранные заказы по направлениям доставки и более чем 800 маршрутам", - заявили "РГ" в Ozon.

Несмотря на то что в медиа и соцсетях все внимание на себя переключили эффектные антропо- и биоморфные роботы хронически убыточной компании Boston Dynamics, сегодня главные деньги робототехники сконцентрированы в разработке и производстве специализированных промышленных и складских работах - не поражающих воображение автономных платформах и манипуляторах, использующих сложнейший софт, компьютерное зрение и другие технологии искусственного интеллекта.

Аналитик агентства MForum Analytics Алексей Бойко считает, что направление складских роботов и в целом автоматизации складской логистики - сегодня одно из наиболее перспективных и востребованных в мире, но отмечает, что в России этот сегмент пока отстает от лидеров. "Можно вспомнить о сотнях тысяч роботов, уже сейчас работающих на складах Amazon и робоскладах ряда других компаний", - отмечает Бойко.

Пионером автоматизации складов действительно считается крупнейший мировой маркетплейс Amazon. Во многом это обусловлено высокой стоимостью рабочей силы и значительным количеством людей, занятых на его складах. Согласно последним данным Бюро статистики труда, в марте 2023 года в США на складских работах было задействовано почти 2 млн человек со средней зарплатой 920 долларов в неделю. При этом Amazon является одним из крупнейших работодателей в этой сфере. Еще в марте 2012 года Amazon приобрел компанию Kiva Systems (сейчас Amazon Robotics) за 775 млн долларов. В то время это было второе по величине приобретение Amazon. А уже к 2019 году на складах Amazon работало более 200 тысяч роботов. Сегодня же общее количество роботов Amazon Robotics оценивается в 520 тысяч.

Однако робототехнической революции на складах способствовало не только желание маркетплейсов сократить издержки на зарплату персонала. Одним из ведущих драйверов роста рынка автоматизации складов стал бум розничной электронной коммерции и стабильный многолетний тренд на рост доли онлайн-покупок. По данным аналитической компании Statista, глобальные розничные онлайн-продажи к 2025 году достигнут 7 трлн долларов, и те торговые компании, которые смогут успешно перейти на цифровые технологии в том числе и в логистике, станут главными бенефициарами этого бума.

По словам Динг Хонгвей, гендиректора Cainiao Technology (логистической дочки Alibaba), сбои в глобальной цепочке поставок во время эпидемии COVID-19 показали необходимость создания эффективной и надежной логистической цепочки поставок, которая способна противостоять разнообразным неблагоприятным внешним факторам.

Роботизированные склады смогли избежать закрытия во время эпидемии ввиду небольшого количества сотрудников и при этом более эффективно справляются с постоянно возрастающим потоком товаров. Так, например, Cainiao использует искусственный интеллект, облачные технологии и автоматизацию складов для поддержки экспоненциального роста спроса и объема посылок во время глобальных торговых фестивалей типа "Дня холостяка" в Китае или рождественских распродаж в США и Европе. Возможность справляться с быстро меняющимся товарным потоком поддерживается интеллектуальными логистическими ресурсами, ключевым элементом которой являются автономные мобильные складские работы.

При этом эксперты не считают необычным тот факт, что лидерами в области логистической робототехники и автоматизации складов стали маркетплейсы, а не специализированные конструкторские бюро промышленных компаний. Главным трендом современной отечественной робототехники станет замена зарубежных продуктов на собственные. Сегодня у российских компаний есть все для этого необходимое.