Войти в почту

Человек, который смеялся. Скончался главный хохотун интернета. Что скрывалось за маской легендарного мема?

28 апреля не стало Хуана Хойа Борхи (Juan Joya Borja) — знаменитого телеведущего и комика, который прославился во всем мире после вирусного интервью на региональном телевидении. Заразительный смех мужчины узнавали в Европе и в Африке, его по-настоящему любил весь интернет, но мало кто знал о том, чем Хохотун занимался до всемирной популярности и как закончил свои дни во всеобщем забвении. «Лента.ру» рассказывает, что скрывалось за вечной улыбкой позитивного испанца.

Человек, который смеялся. Скончался главный хохотун интернета. Что скрывалось за маской легендарного мема?
© Lenta.ru

О жизни испанца до всеобщей славы известно только из рассказов самого Борхи. Он с трудом зарабатывал деньги, часто меняя работу. Например, в молодости он подрабатывал поваром и даже носил мешки с цементом. Удача улыбнулась ему совершенно неожиданно — во многом благодаря владельцу севильского бара и известному испанскому музыканту Хосе Перес Бланко по прозвищу Pepe Peregil.

В конце XX века Борха выполнял различные поручения Бланко в его заведении: за это мужчине разрешали рассказывать посетителям анекдоты в обмен на пиво. Юмористические истории молодого испанца смешили гостей бара, и вскоре он приобрел первую популярность среди местного населения.

Бланко был знаком с журналистом Хесусом Кинтеро, который в 2000 году вел собственную программу El Vagamundo («Бродяга») на региональном телевидении. Владелец бара рассказал приятелю о том, что в его заведении периодически выступает мужчина по прозвищу El Risitas — Хохотун. Телеведущего заинтересовала эта информация, и он позвал будущую звезду на собеседование.

«Почему вас называют El Risitas?» — спросил Кинтеро. «Потому что я много смеюсь», — беззаботно ответил Борха, после чего сразу получил работу на телевидении. С ним в пару авторы программы поставили шурина Кинтеро — Антонио Ривейро, который выходил в эфир под псевдонимом El Paito.

У передачи El Vagamundo не было определенной структуры: формат и длительность отдельных секций зависели от приглашенных гостей. После интервью ведущего с местным деятелем культуры могли начаться дебаты испанских комиков или необычная рубрика под названием «Интервью с загробной жизнью» — в ней на вопросы журналистов отвечали умершие люди (точнее, авторы программы включали отрывки из ранее записанных интервью с покойными людьми).

Для El Risitas и El Paito выделили отдельную рубрику. У новоиспеченных ведущих не было никакого заготовленного сценария, что для телевидения того времени было в новинку. Да и сам Борха внешне разительно отличался от типичных представителей индустрии: слегка полноватый, лысеющий и беззубый мужчина явно не подходил под телевизионные стандарты. Однако это не помешало ему прославиться, ведь шоу быстро стало хитом.

Единственное, что требовалось от ведущих рубрики, — рассказывать друг другу истории из жизни, разбавляя их шутками и анекдотами. Зрители моментально оценили дуэт. Причем народную любовь ведущие получили не столько за качество юмористических историй, сколько за заливистый смех Борхи.

В 2001 году передача El Vagamundo получила престижную испанскую премию Ondas Prize в категории «самая инновационная программа». Однако вскоре авторы решили слегка переформатировать ее: название сменилось, а гостями теперь становились знаменитости со всего мира. Бюджеты тоже увеличились, поэтому декорации стали заметно богаче, а в студию запустили живую аудиторию. Хохотун остался в шоу и радовал фанатов фирменным юмором.

Кинтеро знал о потенциале Борхи, поэтому всегда задавал ему в эфире те вопросы, на которые тот мог бы ответить анекдотом или случаем из прошлого. «Ты когда-нибудь пробовал шампанское?», «Ты когда-нибудь ездил на Феррари?» — спрашивал он гостя. И самый запоминающийся ответ он получил после вопроса о прошлой работе испанца. Этот отрывок из программы 2007 года до сих пор используется во всем мире в качестве шаблона для мемов.

На легендарном видео El Risitas рассказал соведущему очередную историю из жизни. Испанец вспомнил неловкий случай во время работы поваром на пляжной кухне. Чтобы не тратить много времени на мойку сковородок для паэльи, мужчина решил заранее отмочить посуду в океане, оставив ее в воде на ночь. Когда он вернулся за сковородками, их уже не было — посуду смыло приливом.

Рассказывая этот случай, Борха постоянно прерывался на приступы громкого хрипящего смеха (журналисты The Guardian даже сравнили его со звуками, которые издает выкуривающий по 29 сигарет в день дельфин). Вместе с El Risitas смеялись все присутствующие в студии зрители, а также соведущий Хохотуна. Смех был настолько заразительный, что над историей смеялись даже те люди, которые ни слова не понимали по-испански.

За 13 лет оригинальный ролик собрал более 13 миллионов просмотров, а его перезалив с английскими субтитрами — еще около шести. Такая популярность, по всем законам интернета, породила сотни, если не тысячи мемов и пародий. Кто-то использовал только смех Хохотуна, а некоторые заменяли на видео субтитры, чтобы из уст Борхи выходила совершенно другая история, не имеющая никакого отношения к жизни испанца.

Одной из самых удачных с точки зрения просмотров стала пародия 2015 года, в которой ведущий рассказал историю якобы от лица инженера Apple. По сценарию, сотруднику корпорации приказали сделать макет нового MacBook Pro, но тот забыл вырезать в нем USB-порты. Ошибку заметил глава компании Тим Кук, но инженер убедил его, что потребителям понравится «дорогущий нетбук» без стандартных разъемов.

«Но это еще не все! Батарею не смогли в него поместить, потому что корпус слишком тонкий. Стив Джобс нас бы всех разогнал, если бы увидел этот ноутбук», — со смехом заявил персонаж. Он добавил, что ради экономии предложил оснастить лэптоп дешевой веб-камерой, а также убрать подсветку логотипа на крышке. В конце истории героя повысили до главного дизайнера.

Вероятно, видео вызвало бурную реакцию со стороны зрителей, потому что авторы ролика «проехались» по самым больным местам новых «яблочных» ноутбуков. В MacBook Pro в том году действительно убрали стандартные USB-порты, заменив их на новомодные Type-C, а логотип с подсветкой заменили на обычный, металлический.

Устами Хохотуна высказывались и на множество других волнующих общественность тем. Например, создатели титров высмеивали приверженцев теории о плоской Земле и иронизировали над производителями видеокарт. Кроме того, персонаж «ссорился» с родственниками из-за Брексита.

Любопытно, что одними из первых превратили оригинальный ролик в мем «Братья-мусульмане» — международная религиозно-политическая ассоциация, основанная в Египте. Ее сторонники еще в 2014 году (почти за год до остальных) использовали образ Хохотуна для высмеивания тогдашнего президента Египта Абдула-Фаттаха Саида Хусейна Халила Ас-Сиси.

Новость о том, что лицо Борхи используется в политических целях в Африке, удивила и рассмешила комика, ведь он сам никогда не был в Египте и не знает о происходивших там политических событиях.

Популярность телешоу позволила Хохотуну сняться в полнометражном фильме. Мужчина сыграл в черной испанской комедии «Торренте 3: Защитник» вместе со знаменитыми местными актерами.

El Risitas с перерывами проработал на национальном телевидении до 2012 года: к тому моменту его востребованность в родной стране сошла на нет, и мужчине пришлось искать новые способы заработка. Тогда он занялся тем, что умеет делать лучше всего, — рассказывать анекдоты на публике.

В интервью изданию El Mundo в 2014 году он говорил, что каждый день выступает в пляжном баре. За это он получает спальное место и 500 долларов в месяц. Перед каждым мероприятием Хохотун раздает листовки, на которых распечатано меню местного ресторана и его лицо.

«В эту субботу ему исполнилось 57 лет, но по сути он не изменился. У него по-прежнему добрые глаза, в которых сохранились озорной блеск, детская невинность», — написали журналисты газеты после встречи с бывшей звездой семь лет назад. Они добавили, что мужчину не коснулась звездная болезнь: Борха так и не вставил себе зубы, а также продолжал жить в бедном районе города.

После второй волны популярности дела у него слегка улучшились. Различные компании стали приглашать его на съемки рекламы. Причем предложения поступали даже из-за границы — мужчина снялся в нескольких роликах для финской пиццерии.

Финны долго не могли связаться с комиком, потому что у него не было ни адреса электронной почты, ни личного веб-сайта, ни даже номера телефона.

О болезни Борхи журналисты узнали в сентябре 2020 года. Из-за осложнений, вызванных сахарным диабетом, медики ампутировали мужчине ногу. Тогда врачи говорили, что здоровью испанца ничего не угрожает.

Культовый испанский юморист скончался 28 апреля 2021 года в возрасте 65 лет. Смерть застигла его в севильской больнице Hospital de la Caridad de Sevilla. По данным местного издания NIUS, в этом госпитале обычно лежат больные пожилые люди без родственников и средств к существованию.

Данные о причине его смерти пока разнятся. Часть изданий утверждает, что у мужчины случился рецидив предыдущей болезни, в то время как другие СМИ пишут об инфаркте миокарда. Однако для фанатов Борхи причина смерти не так важна: куда хуже сам факт кончины легендарного человека-мема.

Lenta.ru: главные новости