Войти в почту

Carnegie Moscow Center (Россия): без Си в голове. Как китайские технологические компании осваиваются в России

Если взглянуть на крупные инвестиции Китая в России, то нетрудно заметить, что почти все проекты получают поддержку на высшем уровне — из стратегических соображений. Поэтому неудивительно, что большинство из них сосредоточены в энергетике и осуществляются государственными гигантами вроде CNPC, Sinopec или Фонда Шелкового пути.

Carnegie Moscow Center (Россия): без Си в голове. Как китайские технологические компании осваиваются в России
© ИноСМИ

Однако из этого правила есть исключение. Это частные технологические компании из Китая, которые часто оказываются намного динамичнее, чем получающие бюджетную поддержку государственные. Китайские технологические гиганты Huawei и Alibaba, руководствуясь рыночной логикой, потихоньку встраивают Россию в технологический Pax Sinica, а санкции Запада лишь ускоряют этот процесс.

Попутно эти компании постепенно меняют имидж Китая в России — вместо огромной страны с многомиллионной армией дешевых рабочих, способных делать лишь игрушки и кроссовки, он все чаще предстает как мощная научно-промышленная держава, стоящая на переднем крае борьбы за командные высоты экономики будущего.

Российским компаниям такая ситуация не нравится. Конкурировать с мощными Huawei и Alibaba трудно, поэтому в дело идут просьбы к властям о помощи и лоббирование законов против китайских конкурентов, что обосновывается национальными интересами и кибербезопасностью.

Технологический официоз

Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между Россией и Китаем было подписано еще в 1992 году, но долгое время страны очень ограниченно взаимодействовали в сфере технологий — за исключением военно-промышленного комплекса, примеров сотрудничества было крайне мало.

В 2010 году совместные проекты были в основном в сфере фундаментальной науки: около 30 институтов Российской академии наук работали с Китаем (среди прочего исследовали физику плазмы, астрофизику, полимерные материалы и порошковую металлургию). Российские ученые также изучали нефтегазоносность бассейна реки Янцзы и загрязнение воздуха в Пекине.

Гораздо меньше примеров практического сотрудничества в высоких технологиях. В списке приоритетов значится около 40 проектов в различных отраслях, но значимое в сфере технологий среди них разве что строительство АЭС в Тяньване (田湾), начатое в 1999 году. В 2010-х оно было дополнено новым пакетом крупных контрактов «Росатома» и его «дочек». Даже Чаньчуньский технопарк, на который стороны возлагали много надежд, стал лишь площадкой для научных и образовательных конференций.

Однако в последние годы ситуация стала быстро меняться. В Китае в 2012 году новым лидером стал Си Цзиньпин, а в России вслед за ссорой с Западом после украинского кризиса стартовал «поворот на Восток». Во время визита председателя Си в Москву в 2015 году было подписано заявление о сотрудничестве по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, а через год на уровне правительств был запущен российско-китайский диалог по инновациям.

С тех пор стало появляться больше практических проектов, но большинство из них по-прежнему связаны с межгосударственным сотрудничеством. Например, в 2015 году началась работа по обеспечению совместимости спутниковых систем ГЛОНАСС и Beidou, а в 2016 году Москва и Пекин подписали договор о совместной разработке широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (правда, тут пока далеко от завершения из-за разногласий между сторонами).

В 2019 году Москва и Пекин подписали совместное заявление о всеобъемлющем партнерстве и стратегическом взаимодействии, а также объявили 2020 и 2021 годами научно-технического и инновационного сотрудничества, запланировав провести больше тысячи различных мероприятий. Особое внимание стороны уделяют биотехнологиям, искусственному интеллекту и робототехнике.

Как видно, официальное сотрудничество в основном ориентировано на научную и образовательную сферы и в меньшей степени — на предпринимательство и инновации. Среди инициатив бизнеса, официально представленных на межправительственных мероприятиях, превалируют проекты в области энергетики и инфраструктуры. Такое положение не скоро изменится: согласно целям на 2021 год планируется и дальше делать упор на эти две сферы.

При этом крупные и высокотехнологичные компании из Китая активно работают на российском рынке, заключают сделки с местными фирмами и расширяют свое присутствие. Но их деятельность не отражается в официальных двусторонних документах, и на господдержку они рассчитывают куда меньше, чем находящиеся в госсобственности банки развития или нефтегазовые гиганты.

Безгоспомощные

Из всех технологических компаний, работающих в России, самая известная — это гигант электронной коммерции AliExpress (глобальный аналог китайской платформы электронной коммерции Taobao, один из проектов техногиганта Alibaba Group). Одна из главных причин его успеха в том, что он пришел в Россию раньше многих других, еще в 2010 году.

Российский рынок электронной коммерции тогда еще только зарождался, предложение сильно отставало от спроса. В Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов российские интернет-ретейлеры были серьезными конкурентами «Али», но вне мегаполисов китайский гигант работал почти один. Кроме того, российские компании не могли похвастаться таким же богатым ассортиментом, низкими ценами и доставкой куда угодно, поэтому успех AliExpress был предрешен.

Экономический кризис 2014 года помог китайской платформе — количество покупок на AliExpress составило 55% всех заказов в зарубежных онлайн-магазинах, и Россия стала для компании ключевым рынком. К 2018 году доля AliExpress в онлайн-покупках россиян за рубежом превысила 70%.

В 2019-м компания стала размещать товары и российских производителей. На 2020 год этой возможностью воспользовались более 20 тысяч продавцов. Для сокращения сроков доставки запустили прямые рейсы из Китая.

Однако если брать российский онлайн-рынок в целом, то доля AliExpress на нем невелика — по данным Morgan Stanley, всего 1% в 2018-м. За последнее десятилетие российская интернет-торговля стала достаточно развитой и сегментированной. К тому же средний чек на AliExpress довольно низкий по сравнению с внутренними платформами.

Чтобы укрепить свое положение, с октября 2019 года AliExpress Russia объединил в себе площадки Tmall, Pandao и стал работать в качестве совместного предприятия Alibaba Group (47,8% доли в СП), с одной стороны, и Mail.ru Group (15% доли), РФПИ (12,9%) и «Мегафон» (24,3%) — с другой.

Это уникальный для Alibaba формат — в других странах китайский гигант не отдавал существенных пакетов акций местным компаниям. Создав СП, Alibaba приобрела местных союзников в негласном противостоянии с российскими онлайн-ретейлерами, лоббировавшими «налог на AliExpress». Впрочем, беспошлинный порог ввоза с начала 2020-го все-таки был снижен с €1000 до €200, однако покупателей на китайской площадке это почти не затронет: средний чек находится на уровне 1,5 тысячи рублей.

Вторым крупным игроком на российском технологическом рынке стала Huawei. Компания всегда была заинтересована в России, но последние годы на фоне санкций и запретов на использование продукции Huawei на Западе ее интерес к России вырос в разы.

Huawei пришла в Россию в 1996 году — на тот момент это был первый офис компании за пределами КНР и Гонконга. Тогда Huawei была скорее заинтересована в доступе к российским кадрам в области программирования и не собиралась покорять зарождающийся рынок сотовой связи, а потому опасалась инвестировать много.

В 2001 году Huawei открыла первый учебный центр в России на базе Московского технического университета связи и информатики. Сегодня у компании более двадцати партнерств с российскими вузами со стажировками и грантами для студентов, совместными исследовательскими центрами и образовательными программами. Такое сотрудничество помогает привлекать ценные кадры.

Пока местные компании вынуждены маневрировать между эпидемией и экономическим кризисом, китайские гиганты продолжают расширять свое присутствие. Такое поведение китайцев не нравится их российским конкурентам. В июле 2020 года премьеру Мишустину на Huawei жаловался CEO компании Group-IB, расследующей киберпреступления, Илья Сачков. «По иностранным компаниям, которые находятся в России — в первую очередь Huawei, — я просил бы обратить внимание, что эти компании несут функцию двойного назначения: мало того, что подрывают суверенитет РФ в плане информационной безопасности, они полностью рушат рынок труда. Специалисты с зарплатой 250 тысяч рублей получают от Huawei в России оферы на 1,2-1,5 миллиона рублей», — говорил Сачков.

Однако Huawei успешно подает свои действия, наоборот, как борьбу с утечкой мозгов из России. После того как в мае 2019 года США ввели против Huawei санкции, компания направила 140 технологических предложений по сотрудничеству разным российским вузам. Компания договорилась о сотрудничестве с МФТИ в сфере развития технологий искусственного интеллекта, а с МТС — о развитии технологий 5G и о пилотных запусках в России сетей связи пятого поколения.

Huawei получила поддержку в России на самом высоком уровне: в 2019 году на Петербургском международном экономическом форуме президент Путин раскритиковал санкции США против техногиганта Китая.

Сами российские работники Huawei признают, что предпочли бы работать в известной западной или российской компании, так как тяготятся китайской корпоративной культурой, однако никакая другая компания не может предоставить сопоставимые зарплаты.

За забором

Китайские техногиганты, очевидно, успешны на российском рынке — и все это без поддержки со стороны китайского государства. Скорее они сами вступают в союзы с местными игроками и занимаются джиаром. Помимо примера СП Alibaba, есть и другие.

В марте 2020 года Huawei стала стратегическим партнером облачной платформы Сбербанка, отказавшись от собственного облачного бренда в России. Компании также активно сотрудничают друг с другом по мелочам: Huawei предустанавливает на свои смартфоны приложения Сбербанка, а банк открыл сервис моментального кредитования для покупки техники Huawei.

Китайские компании меняют имидж Китая в глазах российских потребителей. Если еще 10 лет назад из Китая в Россию шли в основном дешевые товары легкой промышленности, то теперь это китайская электроника — от смартфонов Huawei, бытовой техники Haier и до умных устройств Xiaomi. Меняется и отношение россиян к китайским IT-товарам — они уже не воспринимаются как дешевые и низкокачественные.

Для обычного потребителя Huawei — это не высокие технологии и 5G, а доступные качественные смартфоны, которые успешно обошли Siemens, Nokia, Sony, HTC и конкурируют с гигантами Samsung и Apple. На российском рынке смартфонов китайские производители лидируют с 2015 года. За это время их доля на рынке России выросла с 30% до почти 60%. На рынке ПК в России лидирует другой китайский техногигант — Lenovo, который держал 23,5% рынка ноутбуков в первом квартале 2020 года.

Китайский частный хайтек-бизнес постепенно встраивает Россию в Pax Sinica и, самое главное, готовит к этому общество. Учитывая, что санкции Запада при президенте Байдене сохранятся и, возможно, даже усилятся, а балканизация глобального технологического регулирования из-за противостояния Китая и США — все более вероятная перспектива, китайские частные технокомпании вносят важный вклад в то, чтобы Россия осталась за цифровым забором на китайской стороне.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Российско-китайская антанта», реализуемого при поддержке Министерства иностранных дел и по делам Содружества (Великобритания)