Войти в почту

Еврокомиссия ищет погрешности в "Формуле-1"

Самой престижной гоночной серии мира грозит крупный штраф Честная игра Владельцы самой престижной гоночной серии мира -- "Формулы-1" -- могут столкнуться с необходимостью уплатить в виде штрафа около £135 млн. Это случится, если Еврокомиссия даст ход делу по обвинению бенефициаров "Формулы-1" в нарушении правил конкуренции и получении незаконных налоговых преференций от британских фискальных органов. У ряда британских парламентариев, настаивающих на открытии дела, есть претензии также и к Международной автомобильной федерации (FIA), допустившей конфликт интересов в истории с недавней продажей коммерческих прав "Формулы-1" компании Liberty Media и, не исключено, не совсем законно на этом обогатившейся. Информация о том, что у Еврокомиссии могут возникнуть претензии к владельцам "Формулы-1", содержится в ежегодном отчете о конкуренции, составляемом Европарламентом. Как сообщает The Times, в документ была внесена поправка, предложенная депутатом Европарламента Аннализой Доддс, в которой содержится призыв "незамедлительно расследовать состояние конкуренции в индустрии "Формулы-1"". Отметим, что доклад уже был утвержден комитетом по экономике и монетарной политике Европарламента. Нужно сказать, что Еврокомиссия не обязана открывать дела по такого рода решениям парламентариев, но как бы то ни было, а дополнительное давление на еврокомиссаров будет создано. Суть претензии госпожи Доддс к "Формуле-1" в основном сводится к тому, что существующая система распределения доходов серии препятствует конкуренции. Речь, в частности, о том, что большие команды, такие как Ferrari, Mercedes, McLaren, Williams, Red Bull, получают больше конкурентов вне зависимости от спортивных результатов. Согласно данным, относящимся к распределению доходов по итогам 2015 года (всего в том сезоне серия заработала $1,8 млрд, из которых на поощрение команд пошло 64%), больше всех -- $208 млн -- получила Ferrari, занявшая в Кубке конструкторов второе место. На втором месте по отчислениям была лучшая команда первенства Mercedes -- $148,5 млн. Это не намного больше, чем занявшая в Кубке конструкторов четвертое место Red Bull -- $140,5 млн. Williams (третье место в чемпионате) получила $117 млн. Но больше всего внимания обращают на себя выплаты McLaren. Команда, провалившая сезон (девятое место), все равно заработала $93,5 млн, что больше, чем было перечислено на счета Force India, Lotus, Toro Rosso или Sauber, показывавших более убедительные результаты. Причина столь странного распределения доходов в том, что вышеозначенные большие команды получают дополнительные гарантированные выплаты. Так, Ferrari имеет сразу два бонуса: первый -- $90 млн -- просто за то, что это Ferrari, второй -- $20 млн -- за прежние достижения. В свою очередь, Red Bull, за рулем болида которой Себастьян Феттель становился чемпионом мира в 2010-2013 годах, получила $60 млн. Наконец, McLaren, последний раз праздновавшей чемпионство еще в 2008 году, досталось $34 млн. Что касается Mercedes и Williams, то им выпало по $30 млн так называемых исторических выплат. Наличие несвязанных со спортивным результатом выплат, а также ощутимо большее влияние топ-команд на принятие решений, регулирующих собственно гоночные аспекты, уверена депутат Доддс, лишает небольшие команды возможности конкурировать с "конюшнями", находящимися в привилегированном положении. Госпожа Доддс отметила также, что это вопрос более важный, чем может показаться, поскольку "Формула-1" -- это не просто кучка фанатов гонок, а индустрия, на которую только в Европе завязано более 40 тыс. рабочих мест. Впрочем, это не единственная претензия к "Формуле-1", содержащаяся в докладе Европарламента. В нем отмечается: есть основания считать, что FIA, являющаяся регулятором мирового автоспорта, допустила конфликт интересов и незаконное обогащение в истории с недавней продажей контрольного пакета акций "Формулы-1" фондом CVC Capital Partners американской компании Liberty Media. Сделка, результатом которой помимо прочего, напомним, стало увольнение Берни Экклстоуна, руководившего "Формулой-1" на протяжении 40 лет, была оценена почти в $8 млрд. Для того чтобы она состоялась, требовалось согласие FIA. Оно было получено, но позже выяснилось, что сама федерация очень неплохо заработала на "Формуле-1". Оказалось, что еще в 2013 году фонд CVC Capital продал FIA 1% акций серии всего за $458 тыс., хотя, согласно оценкам, пакет стоил почти $70 млн. В январе 2017-го, когда CVC Capital и Liberty Media закрыли сделку, FIA получила за свои бумаги уже почти $80 млн. В этом, может, и не было бы ничего предосудительного, если бы FIA могла свободно распоряжаться акциями "Формулы-1". Но дело в том, что, согласно договоренности с CVC Capital, федерация была вправе продать бумаги только после того, как CVC достигнет договоренности с покупателем. То есть получилось, что, в случае если бы FIA не утвердила смену владельца "Формулы-1", она просто лишилась бы многомиллионной прибыли. Таким образом, решение регулятора, который должен сохранять беспристрастность, было поставлено под сомнение. Добавим, что, несмотря ни на что, законность приобретения Liberty Media "Формулы-1" под сомнение не ставится. Наконец, у европарламентариев вызывает вопросы и обоснованность предоставления "Формуле-1" налоговых льгот в Великобритании, из-за которых эффективная ставка налога на прибыль составила всего 2%. Тут стоит напомнить, что в похожей ситуации недавно оказалась корпорация Apple, которая также экономила на налогах за счет соглашений с правительством Ирландии. Однако Еврокомиссия признала такие договоренности противоречащими правилам и предписала Apple доплатить в ирландский бюджет €13 млрд. Остается добавить, что, в случае если делу "Формулы-1" будет дан ход, новым владельцам серии, не исключено, придется столкнуться с ощутимыми финансовыми потерями. Ведь, согласно европейским законам, за нарушения правил конкуренции может налагаться штраф в размере до 10% от годового дохода. То есть размер штрафа может достичь примерно $180 млн. Александр Петров