Войти в почту

Подпольные дома престарелых выведут из тени

Сейчас закон позволяет частным домам престарелых оставаться вне поля зрения контролирующих органов, но депутаты намерены исправить этот правовой пробел с помощью лицензирования.

Подпольные дома престарелых выведут из тени
© Мир новостей

Население страны стареет, и государству все сложнее нести на себе полную ответственность по надлежащему уходу за пожилыми гражданами. Люди вынуждены прибегать к услугам частных интернатов. Попасть в них проще и быстрее, чем в государственные, зато и выше риски оказаться в руках любителей половить рыбку в мутной воде и нажиться на тех, кому нужна уважительная и достойная забота.

СГОРАЮТ ЗАЖИВО

Однажды попав в нелегальную богадельню, можно легко угодить на тот свет, сгорев, например, в огне.

Ни один год не обходится без трагедий. Два-три дома престарелых ежегодно сгорают как спички, унося десятки жизней. В конце прошлого года погибли 22 постояльца социального дома в Кемерове. Власти заявили, что заведение работало нелегально. Ранее в Красноярске в пожаре в доме престарелых «Жемчужина» угорели насмерть три человека. Богадельня не числилась в официальном реестре соцзащиты. В Москве пожар в доме престарелых «Третий возраст» унес жизни пяти маломобильных граждан. Учреждение располагалось в непринятом в эксплуатацию здании, и контрольно-надзорные органы его не проверяли. В результате пожара в Красногорском частном доме престарелых, работавшем без необходимых документов, погибли девять пожилых людей. Пожар в нелегальном частном хостеле в Тюменской области унес жизни семи человек. 11 лежачих постояльцев погибли в частном башкирском пансионате, о существовании которого не знали республиканские чиновники, потому что хозяева приюта не сочли нужным войти в реестр поставщиков соцуслуг и ускользали от внимания властей…

Обыватели в шоке: как вообще можно открыть дом престарелых у всех на глазах и при этом оставаться невидимым для проверяющих структур? Оказывается, закон не против такой схемы. За теми, кто вошел в реестр поставщиков социальных услуг, контроль строгий, но закон об основах социального обслуживания рекомендует, а вовсе не обязывает социальное учреждение входить в этот реестр. Причем порядок включения в него определяется на региональном уровне, и в некоторых субъектах действуют ограничения на включение в перечень организаций, работающих менее нескольких лет. Получается, что только-только начавший свою деятельность дом престарелых в принципе не может быть включен в систему. При этом попадание в официальный список означает, что государство будет субсидировать пожилым проживание в учреждении: человек платит 75 процентов от своей пенсии, остальное доплачивается из бюджета.

Даже в этом случае в реестр стремятся не все, так как для исполнения действующих норм санитарного и пожарного законодательства нужны немалые вложения. А зачем тратиться, если закон позволяет недобросовестным бизнесменам и требования обойти, и денег заработать?

ПОСЧИТАЮТ ВСЕХ

По данным Министерства труда и социальной защиты, в России 2,8 тыс. государственных домов престарелых, в которых проживает порядка 300 тыс. человек. Частных пансионатов - 1,4 тыс., и из них только 255 входят в реестр поставщиков соцуслуг. Сколько человек в них проживает - не говорится, что объяснимо: собрать реальную статистику с учреждений-невидимок невозможно.

По словам представителей благотворительного фонда «Старость в радость», чтобы организовать свой интернат, предпринимателю достаточно установить койки в квартире, коттеджном или многоквартирном доме и дать объявление о приеме стариков «для постоянного проживания».

Только представьте, почти 1150 домов престарелых существуют, зарабатывают на стариках, но не попадают в поле зрения Роспотребнадзора, МЧС и других государственных органов, пока кто-то из постояльцев не погибнет, не сгорит в пламени или пока в прокуратуру не поступит сообщение о нарушении прав граждан с требованием провести проверку.

Деятельность частников сегодня не контролируется. Правовая недоработка? Безусловно. Но ее почему-то наши законодатели и высокие чиновники в правительстве не могут исправить последние несколько лет! О необходимости выводить из тени частные дома престарелых и ужесточить за ними контроль громко говорят с 2019 года, а воз и ныне там. В апреле 2022 года Госдума собиралась было обсудить законопроект о лицензировании пансионатов для пожилых, но отложила обсуждения на год «из-за санкций в отношении России и других причин». Как одно связано с другим, непонятно, но получается, что народные избранники не рассмотрели важный для россиян закон из-за проклятых недружественных стран.

В конце января, впрочем, депутаты все же решили вернуться к обсуждению насущной проблемы - член Комитета Госдумы по труду, соц­иальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб сообщила, что разработан и отправлен на рассмотрение в правительство законопроект, по которому все юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие комплекс социальных услуг по уходу за престарелыми и инвалидами, должны будут получить лицензии не позднее 1 января 2025 года. Либо прекратить свою деятельность.

Похоже, дело сдвинулось с мертвой точки, и в сфере негосударственного сектора соц­обслуживания наконец будет наведен порядок. Хорошо, но этого мало. Лицензирование обеспечит базовые требования безопасности, а надо также обеспечить достойную жизнь постояльцам домов престарелых. До сих пор необязательными к исполнению остаются даже протоколы ухода за маломобильными пациентами для предотвращения пролежней. Их соблюдение - добрая воля сотрудников и администрации интернатов: хочу - все делаю по правилам, не хочу - не делаю. Чтобы этого избежать, Общественная палата России и благотворительные организации настаивают на том, чтобы в законе также появились четкие и единые для всех требования к навыкам персонала, питанию, помещениям, мебели, оборудованию в заведениях, осуществляющих уход за больными и немощными пожилыми людьми.

Елена Хакимова.

Фото: ADOBESTOCK