Войти в почту

На Ямале воссоздадут легендарный поезд времен Великой Отечественной войны

Биография краснознаменного состава началась в июле 1941 года на Калининском фронте, а завершилась в 1991 году в Пуровском районе Ямала. Аббревиатура "ГОРЕМ-36" расшифровывается как "головной ремонтно-восстановительный поезд № 36". Он прошел боевыми дорогами через Смоленск, Ржев, Полоцк, Паневежис, Шяуляй до реки Неман. Окончил войну в 25 километрах от Кенигсберга и отправился на новое место назначения: Карагандинскую железную дорогу. Затем была Южно-Уральская железная дорога и "Тюменстройпуть". А уже в конце 1970-х "ГОРЕМ-36" передислоцировался на станцию Ханымей. Об этом поезде и бригаде Саматова тогда говорила вся страна. Пути от Ноябрьска до Пурпе и дальше клали и в жару, и в 40-градусный мороз, в том числе стратегически важный участок Сургут-Уренгой, который должен стать частью Северного широтного хода. Активная эксплуатация состава-труженика завершилась в Пуровском районе, когда он отметил 50-летний юбилей.

На Ямале воссоздадут легендарный поезд времен Великой Отечественной войны
© Российская Газета

- Моделирование - отличный формат, который раскрывает молодому поколению правду о войне и цене Победы, в том числе через малоизвестные факты, - говорит Наталия Фиголь, заместитель председателя Законодательного собрания Ямала, региональный куратор Всероссийского проекта "Историческая память". - К сожалению, мы видим тенденцию, что историю пытаются переписать. Особенно уязвимы дети, у которых еще не развито критическое мышление, поэтому очень важно продолжать работу по просвещению молодежи. Проект "ГОРЕМ-36" является частью масштабной работы по сохранению наследия в автономном округе.

Макет легендарного состава и станций, где он базировался в военное время, ямальцы хотят сделать максимально близкими к оригиналу. На региональный грант закупили инструменты, станки, краски, аэрограф и 3D-принтер. Работа предстоит кропотливая, к тому же требующая хорошего владения фактами. Команда проекта - общественники, архивисты, историки - делится знаниями со школьниками. Им помогает опытный моделист Евгений Канунников из Лабытнанги. Его основная деятельность связана с железной дорогой, поэтому о локомотивах знает многое. Миниатюры, которые Евгений создавал на протяжении 40 лет, поражают своей точностью. Для "ГОРЕМ-36" Канунников собирает самые сложные элементы, например, уже готова буржуйка размером с ноготь, в ней установлены колосники, скоро реалистичность дополнят угольки.

Готовый макет героического военно-восстановительного поезда широкой публике покажут в следующем году. Ей наверняка будет интересно узнать, как сформированный в 1941 году в Тамбове состав сразу отправился на Калининский фронт. Перед коллективом из 900 человек (путевыми и дорожными рабочими, мостостроителями, связистами, ремонтниками) поставили задачу восстанавливать железнодорожные ветки, линии электропередачи, станционное хозяйство в пределах 200 километров тыловых границ Калининского (позже 1-го Прибалтийского) и Белорусского фронтов.

Направляясь на участок, отряд должен был взять с собой молотки, лапы, ключи, ломы, лопаты, зубила, кувалды, веревки, клещи. А также оружие, вещмешки и запасную обувь. Весил такой груз несколько десятков килограммов. Путейцы день и ночь следили за состоянием рельсов, которые после каждого воинского эшелона опускались в трясину. Штаб Калининского фронта требовал поддерживать скорость движения на проблемных участках от 5 до 15 километров в час.

Особенно тяжелой выдалась осень 1944 года, когда на станции Старая Торопа вражеская авиация разбомбила 14 вагонов с боеприпасами и продовольствием. Пострадало и станционное хозяйство. Пожар потушили за 20 часов. Пути восстановили за сутки, расчистили 1700 квадратных метров площади от завалов, вручную перенесли 200 тонн шпал и рельсов. За самоотверженный труд и выполнение заданий командования коллективу поезда вручили Красное Знамя.