Войти в почту

Статуя Афродиты Книдской — такая реалистичная, что ее когда-то изнасиловали

Многие считают, что всю античную эпоху скульпторы только и делали, что создавали статуи обнаженных мужчин и женщин. Но это не так – греки начали создавать скульптуры без одежды довольно поздно – только во времена Александра Македонского, а римляне – еще позднее. Греки быстро достигли высокого мастерства в искусстве изображения обнаженного тела. Одна из работ греческого скульптора Праксителя была так реалистична, что была… изнасилована ценителем прекрасного.

Статуя Афродиты Книдской — такая реалистичная, что ее когда-то изнасиловали
© BigPicture.ru

Пракситель первым стал изображать женщин обнаженными. До великого творца без одежды было принято создавать только фигуры богов-мужчин. К женщинам в Элладе относились не слишком хорошо – они были почти бесправными и, по мнению эллинов, не заслуживали чести изображаться обнаженными.

Долгие столетия греки изображали без одежды исключительно мужчин

На самом деле, право появляться на публике без одежды было исконно мужским – это была одной из свобод человека в демократическом обществе. Пракситель хорошо понимал, что его работа может вызвать скандал, но не смог отказаться от соблазна. Оставалось дождаться, когда кто-то закажет женскую фигуру и попытаться предложить клиенту новую формулировку.

Случай такой представился – жители острова Кос заказали знаменитому скульптору статую богини Афродиты для храма. Пракситель создал две версии – обнаженную и одетую в тунику и предложил клиентам выбрать ту, что им по душе. Находящиеся в плену предрассудков островитяне шарахнулись от обнаженной богини, назвав ее греховной, и выбрали версию в одежде.

Поутру смотрители и первые посетители храма увидели следы преступления. Вот как пишет об этом греческий писатель Лукиан из Самосаты, случайно оказавшийся одним из первых на месте преступления:

«Наутро мы обнаружили следы любовных объятий, и замеченное вами пятно осталось на мраморе, на теле богини, изобличая совершенное насилие. А сам юноша? Народная молва гласит, что он или в пропасть бросился, или — в морские волны… Словом, юноша исчез бесследно»

Руины города Книд. Территория современной Турции

Но серьезных повреждений мраморная копия гетеры Фрины не получила, ее подновили краской и обеспечили охраной. Она очень долго украшала собой книдский храм, пока не была перевезена в Константинополь – столицу Византийской империи. К сожалению, Афродита Книдская недолго услаждала взор жителей города – она погибла во время одной из осад города в пламени пожара.

К счастью, к тому времени со скульптуры были сняты десятки копий, многие из которых было невозможно отличить от оригинала. Благодаря этим виртуозным подделкам мы можем сегодня оценить мастерство Праксителя и красоту Фрины.

Смотрите также: 20 невероятно красивых артефактов прошлого, Любопытной Варваре на базаре нос оторвали, или Почему египетским статуям перекрывали дыхание?