Войти в почту

Круглосуточно на связи: кто помогает москвичам в экстренных ситуациях

Когда заходит речь о спасателях, то многим на ум приходят бравые и отважные мужчины, готовые спасти любого попавшего в беду человека. Разумеется, это правда. Однако есть и те, кто следят за ситуацией в городе, реагируют на вызовы и мониторят природную стихию. Именно такой функционал у сотрудников оперативно-дежурной службы пожарно-спасательного центра Москвы. Корреспондент РИА Новости поговорил с начальником диспетчерского центра и узнал, на какие вызовы чаще всего приходится реагировать, и почему спасатели имеют полное право вклиниваться в любой телеэфир.

Круглосуточно на связи: кто помогает москвичам в экстренных ситуациях
© РИА Недвижимость

Алгоритм спасения

Здание оперативно-дежурной службы расположилось в центре столицы. Причем его сотрудники тесно работают со своими коллегами – Центром управления кризисных ситуаций МЧС по Москве: зал, где сидят диспетчеры, разделен пополам между службами. На верхнем этаже их работу координируют старшие оперативные дежурные. Сюда нас и проводит руководитель оперативной службы (ОДС) Евгений Балашов.

"Наш функционал довольно обширный: прием обращений от населения, высылка сил и средств пожарно-спасательного гарнизона столицы на места происшествий, а также предупреждение и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях", – рассказывает он.

Всего в оперативно-дежурной службе четыре отдела общей численностью 135 человек, из которых 22 сотрудника заступают на сутки и работают посменно. Половину из них составляют диспетчеры, чью деятельность курирует старший оперативный дежурный с помощником, а также сотрудники, обеспечивающие техническое обслуживание и функционирование программного обеспечения. Вместе с ними работает отдел оповещения – это именно те люди, которые ответственны за SMS-сообщения в наших телефонах об ухудшающейся погоде.

Если человек звонит по номеру 101 или 112, и ему необходима помощь спасателей, то этот звонок переключается в ОДС. Далее диспетчер, общаясь с заявителем, высылает на место происшествия силы и средства пожарно-спасательного центра.

По словам Балашова, поступающие звонки имеют довольно широкий диапазон. "Например, человек разбил градусник – он нам звонит и спрашивает совета или просит помощи. Или же кто-то кошку на дереве заметил и считает, что она в опасности. Много звонков поступает, когда люди не могут попасть в квартиру. Мы объясняем, что на такие случаи не выезжаем, только если есть угроза жизни, например, там человек за дверью просит о помощи. Часто это пожилые и одинокие люди. Мы приезжаем, вскрываем, передаем человека социальным службам или медикам. Таких ситуаций около половины", – отмечает он.

У службы много бытовых выездов, в том числе и из-за детей, которые либо не туда полезли, либо головой где-то застряли и вытащить ее не могут, добавляет начальник службы. "Бывают и выезды по поводу животных: люди думают, что каждую кошку на дереве надо спасти. Да, мы выезжаем, но только когда есть угроза жизни или здоровью животного, и для его спасения нужно специальное оборудование", – указывает он.

При приеме звонка, подчеркивает Балашов, огромную роль играет умение диспетчера найти общий язык с заявителем и по максимуму узнать все детали произошедшего, так как человек из-за стресса или иных факторов не всегда может дать объективную картину ситуации. "В ходе разговора выясняем все детали. Разговор может длиться и 15, и 30 минут. Диспетчер не может положить трубку, пока вы не разберетесь. Иногда заявители понимают, что его проблема – это не наш профиль и кладут трубку", – поясняет детали процесса он.

В любом случае, если есть пострадавший, спасатели всегда выезжают. А если происшествие или ДТП связаны с участием общественного транспорта, то на место отправляется не одна, а две машины, поясняет Балашов.

Городская синхронизация

У оперативно-дежурной службы есть соглашения с городскими органами исполнительной власти, в рамках которых при необходимости можно связаться, например, с диспетчерскими службами департамента ЖКХ, департамента транспорта и другими департаментами для передачи информации и привлечения их сил и средств на места происшествий. "Если что-то произошло в здании или на территории в их ведении, то мы связываемся с их диспетчерами, оповещаем и работаем вместе", – поясняет Балашов.

Каждый диспетчер с помощью специального программного обеспечения видит расположение и комплектацию всех пожарных частей, вплоть до имен и сотрудников и организует высылку ближайших сил и средств пожарно-спасательных отрядов. Для этого была создана комплексная информационная система управления силами (КИСУС), которую разработал департамент информационных технологий.

"В нее заложено расписание всех пожарных частей, с таким расчетом, что каждый день формируется цифровая записка: какая техника встала в расчет, а также информация о каждом сотруднике. И диспетчер, получая заявку и забивая адрес, видит в программе, какие пожарные части к этому адресу ближе всего. Можно увидеть, кто из этого списка занят, и на основе этого принять решение о высылке экипажа. Вся эта система привязана к единому центру хранения данных", – рассказывает Балашов.

С этого года оперативно-дежурной службе от городского управления МЧС перешли полномочия по оповещению и информированию населения. Этим занимается специальный отдел под кураторством старшего дежурного.

"Это оповещение по любым ЧС, пожарам, предупреждения об опасных природных явлениях. Этим занимается старший оперативный дежурный. Сообщения, которые вы видите в телефонах, – малая часть нашей работы", – подчеркивает начальник службы.

Специалисты отдела могут запустить оповещения в виде бегущей строки или видеоролика на экранах и телевизорах, расположенных по всему городу.

"Это информационные табло на магистралях, в торговых центрах, учреждениях, школах, больницах. Можем "добраться" и до экранов у пешеходных переходов, которые расположены в основном в центре города поблизости со станциями метро. Есть возможность дать бегущую строку и по телевидению. Для всех таких случаев старший дежурный подает заявку, на основе которой и выводится информация", - объясняет Балашов.

В обычные дни отдел ведет статистику, анализирует информацию, а также с помощью громкоговорителей в парках запускает профилактическую информацию о мерах безопасности на воде, в лесу и зонах отдыха.

Статистика и практика

За сутки дежурства набирается около 200-210 происшествий, куда привлекаются силы и средства пожарного гарнизона. При этом на одно происшествие может быть отправлено несколько машин. Из этого количества 70-75 вызовов обходятся лишь с участием аварийно-спасательных отрядов. Бывает, что приходится отлавливать и змей, говорит Балашов.

"Если где-то рядом с людьми ползает змея, то в этом случае приезжаем не только мы. У нас есть соглашение с департаментом природопользования, подключаем их сотрудников. Никто не знает, насколько опасна эта рептилия, мы ее вылавливаем и передаем в департамент природопользования, а он уже их забирает на передержку. Отмечу, что их сотрудники выезжают только в тех случаях, когда животное не принадлежит к фауне Москвы. Например, если речь идет о собаке, то мы работаем уже с другими департаментами", – добавляет начальник оперативно-дежурной службы.

На просьбу рассказать про самый необычный вызов, он вспоминает историю, произошедшую несколько лет назад, когда в службу позвонила одинокая бабушка. Она упала дома и не могла подняться, но адреса в силу преклонного возраста и физического состояния не могла вспомнить. Тут показал свое мастерство диспетчер, указывает Балашов.

"Он полтора часа с ней говорил, выясняя, где она живет, какой район, какие примечательные детали она видит, когда ходит в магазин. Мы попутно смотрели все это на панорамах карт, в итоге нашли ее. Выслали спасателей, оповестили соцслужбы. Так что случаи бывают разные, иногда люди застревают где-то, а ты удивляешься тому, как он вообще туда залез. Это наша работа, в которой все может быть", – заключает он.