Войти в почту

159 жертв: 30 лет после пожара на пароме «Скандинавиан Стар»

Slide 1 of 13
Автомобильно-пассажирский девятипалубный паром «Скандинавиан Стар» был построен в 1971 году во Франции. Раньше паром являлся плавучим казино в Майами, пока его не переделали под пассажирские перевозки.
1/10
Автомобильно-пассажирский девятипалубный паром «Скандинавиан Стар» был построен в 1971 году во Франции. Раньше паром являлся плавучим казино в Майами, пока его не переделали под пассажирские перевозки. 
© Peter Dejong/AP
6 апреля 1990 года, паром вышел в море из Осло и направился в датский порт Фредериксхавн. На борту находились почти 500 человек: 395 пассажиров и 100 членов экипажа. Судном управлял капитан Хокун Ларсен, у которого был 20-летний стаж.
2/10
6 апреля 1990 года, паром вышел в море из Осло и направился в датский порт Фредериксхавн. На борту находились почти 500 человек: 395 пассажиров и 100 членов экипажа. Судном управлял капитан Хокун Ларсен, у которого был 20-летний стаж. 
© Per Lochen/NTB
В 2:00, когда паром находился в пути уже 4 часа 15 минут, в коридоре на третьей палубе начался пожар. Поскольку на этой палубе не было людей, возгорание заметили с запозданием, когда пожар уже приобрел большой размер. Огонь стремительно набирал силу, с огромной скоростью распространяясь по коридору. Через непродолжительное время огонь дошёл до лестницы. Лестничный пролет сработал как вытяжная труба: возникла сильная тяга, которая раздувала пожар, многократно усиливая скорость распространения огня.
3/10
В 2:00, когда паром находился в пути уже 4 часа 15 минут, в коридоре на третьей палубе начался пожар. Поскольку на этой палубе не было людей, возгорание заметили с запозданием, когда пожар уже приобрел большой размер. Огонь стремительно набирал силу, с огромной скоростью распространяясь по коридору. Через непродолжительное время огонь дошёл до лестницы. Лестничный пролет сработал как вытяжная труба: возникла сильная тяга, которая раздувала пожар, многократно усиливая скорость распространения огня. 
© scandinavianstar.dk
Пожар огненной стеной проносился по коридорам, стремительно захватывая вышележащие палубы. Всего через несколько минут четвёртая и пятая палубы оказались охвачены огнем. В 2:11 трое молодых людей на пятой палубе заметили плотную стену дыма и сообщили администратору, которая в 2:15 доложила о пожаре капитану Ларсену. В это же время проснувшиеся пассажиры увидели дым и стали нажимать кнопки пожарной сигнализации. С помощью дистанционного управления капитан начал закрывать противопожарные двери в тех местах, где пассажиры нажимали на кнопки извещателей. Тем временем огонь охватил и шестую палубу. Все коридоры и каюты оказались заполнены густым ядовитым дымом. Пассажиры, не видя путей к спасению, гибли за считанные минуты от отравления дымом. Многие пассажиры пытались спастись в шкафах, душевых кабинах и туалетах, но дым настигал их и там.
4/10
Пожар огненной стеной проносился по коридорам, стремительно захватывая вышележащие палубы. Всего через несколько минут четвёртая и пятая палубы оказались охвачены огнем. В 2:11 трое молодых людей на пятой палубе заметили плотную стену дыма и сообщили администратору, которая в 2:15 доложила о пожаре капитану Ларсену. В это же время проснувшиеся пассажиры увидели дым и стали нажимать кнопки пожарной сигнализации. С помощью дистанционного управления капитан начал закрывать противопожарные двери в тех местах, где пассажиры нажимали на кнопки извещателей. Тем временем огонь охватил и шестую палубу. Все коридоры и каюты оказались заполнены густым ядовитым дымом. Пассажиры, не видя путей к спасению, гибли за считанные минуты от отравления дымом. Многие пассажиры пытались спастись в шкафах, душевых кабинах и туалетах, но дым настигал их и там. 
© thelocal.com

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

Первым к горящему парому подошёл другой пассажирский паром «Stena Saga». К тому времени уже многие шлюпки с пассажирами были спущены на воду. Огнём уже была полностью охвачена корма судна, языки пламени поднимались на высоту 15 метров.
5/10
Первым к горящему парому подошёл другой пассажирский паром «Stena Saga». К тому времени уже многие шлюпки с пассажирами были спущены на воду. Огнём уже была полностью охвачена корма судна, языки пламени поднимались на высоту 15 метров. 
© scandinavianstar.dk
В 3:20 ядовитый дым начал заполнять ходовой мостик, и капитан Ларсен покинул горящее судно. Однако, на пароме всё ещё находились более 30 человек, которые из-за пожара не могли добраться до спасательных шлюпок на седьмой палубе. В 5:30 на борт парома поднялись первые спасатели. Только через час им удалось добраться до пятой палубы. Но там они обнаружили только тела погибших.
6/10
В 3:20 ядовитый дым начал заполнять ходовой мостик, и капитан Ларсен покинул горящее судно. Однако, на пароме всё ещё находились более 30 человек, которые из-за пожара не могли добраться до спасательных шлюпок на седьмой палубе. В 5:30 на борт парома поднялись первые спасатели. Только через час им удалось добраться до пятой палубы. Но там они обнаружили только тела погибших. 
© Torbjorn Gustafsson/AP
Пока спасательные суда доставляли выживших в порты Норвегии, Швеции и Дании, горящий паром буксировали в шведский порт Люсечиль. По пути пожарные суда продолжали поливать паром водой, а спасатели искали выживших. Когда пожар был полностью потушен, общее число погибших составило 159 человек.
7/10
Пока спасательные суда доставляли выживших в порты Норвегии, Швеции и Дании, горящий паром буксировали в шведский порт Люсечиль. По пути пожарные суда продолжали поливать паром водой, а спасатели искали выживших. Когда пожар был полностью потушен, общее число погибших составило 159 человек. 
© scandinavianstar.dk
Расследованием причин столь ужасной катастрофы занялась группа скандинавских экспертов. В пожарно-технической лаборатории был воссоздан этот пожар с использованием аналогичных условий и материалов. На месте катастрофы следователи выяснили, что стены и потолки коридоров парома были обшиты негорючими асбестовыми панелями. Однако при реконструкции панели были выкрашены горючей краской, слоем толщиной 1,6 мм. Учёные выяснили, что 1 квадратный метр такого покрытия даёт силу горения, аналогичную одновременному горению 1,5 литров бензина. Этим объясняется огромная сила и высокая скорость распространения пожара по судну.
8/10
Расследованием причин столь ужасной катастрофы занялась группа скандинавских экспертов. В пожарно-технической лаборатории был воссоздан этот пожар с использованием аналогичных условий и материалов. На месте катастрофы следователи выяснили, что стены и потолки коридоров парома были обшиты негорючими асбестовыми панелями. Однако при реконструкции панели были выкрашены горючей краской, слоем толщиной 1,6 мм. Учёные выяснили, что 1 квадратный метр такого покрытия даёт силу горения, аналогичную одновременному горению 1,5 литров бензина. Этим объясняется огромная сила и высокая скорость распространения пожара по судну. 
© AP
Главный менеджер судовладельческой компании и капитан Ларсен были признаны виновными в халатности, повлекшей за собой гибель 159 человек. Оба были приговорены к шести месяцам лишения свободы.
9/10
Главный менеджер судовладельческой компании и капитан Ларсен были признаны виновными в халатности, повлекшей за собой гибель 159 человек. Оба были приговорены к шести месяцам лишения свободы. 
© Морской музей Швеции

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

Памятник жертвам пожара на пароме «Скандинавиан Стар» в Осло, Норвегия
10/10
Памятник жертвам пожара на пароме «Скандинавиан Стар» в Осло, Норвегия 
© depositphotos.com

В ночь на 7 апреля 1990 года произошел крупный пожар на пароме «Скандинавиан Стар». В результате пожара всего за 45 минут погибли 157 пассажиров и два члена экипажа, а сам паром стал непригодным для дальнейшего плавания. Эта катастрофа стала крупнейшей по числу погибших во всей истории скандинавских стран (на тот момент) и заставила во многом пересмотреть правила морских перевозок по всему миру.

Автомобильно-пассажирский девятипалубный паром «Скандинавиан Стар» был построен в 1971 году во Франции. Раньше паром являлся плавучим казино в Майами, пока его не переделали под пассажирские перевозки.

6 апреля 1990 года, паром вышел в море из Осло и направился в датский порт Фредериксхавн. На борту находились почти 500 человек: 395 пассажиров и 100 членов экипажа. Судном управлял капитан Хокун Ларсен, у которого был 20-летний стаж.

В 2:00, когда паром находился в пути уже 4 часа 15 минут, в коридоре на третьей палубе начался пожар. Поскольку на этой палубе не было людей, возгорание заметили с запозданием, когда пожар уже приобрел большой размер. Огонь стремительно набирал силу, с огромной скоростью распространяясь по коридору. Через непродолжительное время огонь дошёл до лестницы. Лестничный пролет сработал как вытяжная труба: возникла сильная тяга, которая раздувала пожар, многократно усиливая скорость распространения огня.

Пожар огненной стеной проносился по коридорам, стремительно захватывая вышележащие палубы. Всего через несколько минут четвёртая и пятая палубы оказались охвачены огнем. В 2:11 трое молодых людей на пятой палубе заметили плотную стену дыма и сообщили администратору, которая в 2:15 доложила о пожаре капитану Ларсену. В это же время проснувшиеся пассажиры увидели дым и стали нажимать кнопки пожарной сигнализации. С помощью дистанционного управления капитан начал закрывать противопожарные двери в тех местах, где пассажиры нажимали на кнопки извещателей. Тем временем огонь охватил и шестую палубу. Все коридоры и каюты оказались заполнены густым ядовитым дымом. Пассажиры, не видя путей к спасению, гибли за считанные минуты от отравления дымом. Многие пассажиры пытались спастись в шкафах, душевых кабинах и туалетах, но дым настигал их и там.

Первым к горящему парому подошёл другой пассажирский паром «Stena Saga». К тому времени уже многие шлюпки с пассажирами были спущены на воду. Огнём уже была полностью охвачена корма судна, языки пламени поднимались на высоту 15 метров.

В 3:20 ядовитый дым начал заполнять ходовой мостик, и капитан Ларсен покинул горящее судно. Однако, на пароме всё ещё находились более 30 человек, которые из-за пожара не могли добраться до спасательных шлюпок на седьмой палубе. В 5:30 на борт парома поднялись первые спасатели. Только через час им удалось добраться до пятой палубы. Но там они обнаружили только тела погибших.

Пока спасательные суда доставляли выживших в порты Норвегии, Швеции и Дании, горящий паром буксировали в шведский порт Люсечиль. По пути пожарные суда продолжали поливать паром водой, а спасатели искали выживших. Когда пожар был полностью потушен, общее число погибших составило 159 человек.

Расследованием причин столь ужасной катастрофы занялась группа скандинавских экспертов. В пожарно-технической лаборатории был воссоздан этот пожар с использованием аналогичных условий и материалов. На месте катастрофы следователи выяснили, что стены и потолки коридоров парома были обшиты негорючими асбестовыми панелями. Однако при реконструкции панели были выкрашены горючей краской, слоем толщиной 1,6 мм. Учёные выяснили, что 1 квадратный метр такого покрытия даёт силу горения, аналогичную одновременному горению 1,5 литров бензина. Этим объясняется огромная сила и высокая скорость распространения пожара по судну.

Главный менеджер судовладельческой компании и капитан Ларсен были признаны виновными в халатности, повлекшей за собой гибель 159 человек. Оба были приговорены к шести месяцам лишения свободы.

Газета.Ru: главные новости