Дорого и бедно: зачем кенийцу пиджак от Армани

МОСКВА, 25 янв — РИА Новости. Социальные сети взбаламутил видеоролик, на котором темнокожие конголезцы щеголяют по трущобам Браззавиля в костюмах от самых дорогих мировых дизайнеров. Мнения пользователей разделились: то ли это гимн свободе самовыражения, то ли пиршество моды посреди бедности и разрухи. РИА Новости разбирается, кем же на самом деле являются "пижоны из Конго". Бог одежды Конголезские модники называют себя "щеглами" (Sapeurs). "Щеглы" — это и джентельменский клуб, и своего рода мировоззренческая доктрина, эффектно отвечающая на вопросы "кто ты есть?" и "чего ты стоишь?". Щегольская субкультура зародилась в Конго в колониальный период развития страны в двадцатых годах XIX века. Тогда колонизаторы решили приодеть нагих конголезцев и за работу награждали их ношенной французской одеждой. Мода не стоит на месте, и со временем европейского секонд-хенда охочим до недоступной роскоши конголезцам понадобилась одежда самым дорогих марок. Один из участников движения La Sape в Киншасе, Республика Конго "Когда ты нарядный, ты лучше всех, ты как король цвета. Когда я надеваю свои яркие костюмы, я излучаю роскошь. Завидев меня, соседи кричат: "Бог одежды, Бог "Щеглов"!", — рассказывал в интервью RT один из видных представителей движения Максим Пиво (Maxime Pivot). Пиво — местная знаменитость. Когда он в красном костюме фланирует вдоль лавочек уличного базара, посетители кричат и бурно апплодируют. Сам Максим по-королевски сдержан, держит осанку и не дает воли эмоциям. Знает себе цену. "Для того, чтобы выделиться, "щеглу" нужно много нарядов. Одного мало, нужно несколько, чтобы он мог создавать гармонию и атмосферу одним своим внешним видом. Из этого и состоит денди. Нельзя быть скучным", — философствует Максим Пиво, сидя на фоне закоптившегося дома. У него есть пара дорогих "Вестонов" — французских туфель ручной работы (J.M.Weston). Пиво купил их, потому что не мог поступить иначе. "Я копил на них почти два года. На эти деньги я мог бы взять участок земли, но я "щегол", знаменитый человек. Я должен был купить эту пару, чтобы сохранить достоинство, свою самооценку". Ярмарка тщеславия Гардеробу конголезского пижона позавидует иной светский москвич: пиджаки Kenzo, Armani, костюм Yves Saint Laurent, пара "Вестонов" из новой коллекции. Самая стильная часть страны заседает в Нижнем Конго. Каждые выходные там проходит ярмарка тщеславия: все конголезские бонвианы собираются вместе, пьют пиво, хвастаются своими новинками и оценивают одежду других. Местные денди принципиально не берут "фейк", поскольку вокруг много знатоков западной моды, способных почуять фальшь даже не глядя на подкладку, где обычно спрятан лейбл. Один из участников движения La Sape в Киншасе, Республика Конго Между тем, костюм от Армани в среднем стоит $937, тогда как средняя месячная зарплата в Конго составляет всего $35. Как им это удается? Старожил сообщества Северин Муенго, "главный плохиш среди щеглов", работает госслужащим и большую часть своего внушительного гардероба купил в кредит. У него несколько займов: на $8,6 тысяч, на $6,5 тысяч и еще один на $8 тысяч (7,5 млн). "Я просто шел в банк, брал кредит и покупал, покупал, покупал", — признается Муенго. Имидж — все, признается другой "щегол" — "нет никаких ограничений". Местные стиляги скрывают от родных и соседей истинную стоимость своих костюмов, потому что боятся их гнева, но не могут остановиться. "Я не знаю, как это объяснить. Я ощущаю себя самым богатым человеком на земле. Когда я надеваю свои вещи, люди кричат "Ах, Северин!", где я бы ни появился. И я в раю!", — говорит он. Путь назад Один конголезец выиграл около $11 тысяч долларов в лотерею и тут же спустил все деньги на одежду, вспоминает Максим Пиво. Его старший брат унаследовал от отца в меру успешный бизнес по производству кирпича, но быстро развалил предприятие, растратив все доходы на "шмотки". Для того, чтобы достать "Вестоны", популярные еще среди первых восходящих звезд конголезской модной сцены, Пиво-старший устроился кассиром, денег не хватало, он воровал. Разорили родителей и большинство тогдашних "мажоров". Брат Максима Пиво оказался одним из немногих, кто смог взяться за ум: он открыл небольшую ферму, развел домашний скот, выращивает овощи и фрукты и помогает семье. В отличие от многих щеглов, Максим Пиво носит пусть и броскую, но недорогую одежду. Тем не менее, он носит титул "главного щегла Конго", поскольку однажды победил на всеконголезском смотре стиляг. На подготовку он потратил около $6,5 тысяч, победителю организаторы обещали около $3 тысяч и билет во Францию, однако приза Пиво не получил. "Я поставил на кон все, и не получил ничего", — вспоминает он. Разочарование в показном "стиляжничестве" и позитивный опыт реабилитации старшего брата открыли для Пиво творческую и гражданскую сторону мира моды — теперь он учит других одеваться недорого, но стильно и руководит собственной НКО "Щегол в беде", помогающей зависимым от брендовой одежды соотечественникам. "Щегольство" не связано с дорогой одеждой! Вы знаете меня — у меня мало денег и нет работы. "Щегол" — это не тот, кто покупает костюм за три миллиона франков, а тот, кто комбинирует цвета. Это школа. Комбинирование цветов важнее цены", — так Пиво учит своих последователей. Теперь он и сам дизайнер. Ученики его боготворят, для них Максим Пиво — "Отец" и пример того, как добиться максимального самовыражения через стиль. И без фанатизма. Сам гуру считает, что ему удалось внушить ученикам главную мудрость. Ученики формулируют ее так: быть "аккуратным", кем бы ты ни работал, и содержать семью. И ничего больше.