Необыкновенный голлизм: главная цель Макрона не Россия, а Германия
Тема России, естественно, не была основной на французских президентских выборах, но, несмотря на это кандидатуры Марин Ле Пен и Франсуа Фийона смотрелись для нас выгодней, чем фигура ставшего в итоге новым президентом Франции Эммануэля Макрона. Москва готова работать с администрацией Макрона Другой вопрос, что кандидатура Ле Пен изначально была непроходной, а перспективы Фийона были торпедированы, развязанным против него «коррупционным» скандалом. Таким образом, после первого тура, когда уже стало ясным, что новым французским лидером станет Макрон, вопрос, как будут складываться отношения России и Франции при новом хозяине Елисеевского дворца, стал на повестку дня в контексте российской внешней политики. Председатель правительства России Дмитрий Медведев поздравил нового премьера Франции Эдуара Филиппа, который вчера вечером был назначен на этот пост Макроном, с вступлением в должность и выразил надежду на дальнейшее развитие российско-французских отношений. Это говорит нам о том, что Москва готова работать с новой французской администрацией и развивать отношения России и Франции, которые сейчас находятся в сложном положении из-за всех тех событий, что связаны с режимом санкций и кризисом на юго-востоке Украины. Внешняя политика Макрона и Олланда практически тождественна Профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО, доктор исторических наук Евгения Обичкина в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришла к выводу, что от смены французского президента и правительства внешняя линия Парижа не изменится. «От передачи власти от Франсуа Олланда к Макрону и от Бернара Казнёва к Филиппу здесь ничего не изменится по целому ряду причин. Во-первых, между новой и старой французской администрациями существует очень сильная преемственность. Во-вторых, предвыборная программа Макрона, а именно новый президент будет направлять внешнюю политику Франции и определять ее дух, свидетельствует о том, что данное правительство Франции будет почти один в один продолжать ту внешнюю линию, которая была у Олланда», - констатирует Обичкина. Здесь можно вспомнить, что Макрон на протяжении двух лет был министром при Олланде, а вышел из правительства только в момент старта французской президентской кампании «Так что, Франция при Макроне будет продолжать курс на европейское строительство, а также на противодействие Brexit или мягкое сопровождение этого процесса в выгодном для Парижа и других европейских государств русле. Естественно, не останется без внимания и укрепление франко-германской пары, а также атлантической солидарности», - заключает Обичкина. Макрон может сыграть в духе ограниченного голлизма При этом, как замечает Евгения Олеговна, надо понимать, что Макрон, как политик, является более амбициозным человеком, чем его непосредственный предшественник Олланд. «Поэтому не исключено, что личный напор, личная энергетика Макрона могут дать внешней политике Франции импульс в духе традиционного для этой страны голлизма, но только в тех жестких рамках, которые предписаны евроатлантической солидарностью. Поэтому какие-то шаги в рамках отношений с Россией со стороны правительства Макрона будут возможны только в случае изменения климата между востоком и Западом», - резюмирует Обичкина. По мнению эксперта, этот фактор является важным, хотя в рамках европейской политики Макрон настроен на то, чтобы приподнять позиции Франции в ее паре с Германией. «Дело в том, что франко-германская пара всегда была локомотивом европейского строительства, но в последнее время центр притяжения в ней спустился к Германии. Именно поэтому Макрон сразу после своей инаугурации поехал в Берлин встречаться с немецким канцлером Ангелой Меркель, чтобы не зацикливаться в европейских делах исключительно на проблематике Brexit, но и провести необходимые Евросоюзу позитивные реформы», - констатирует Обичкина. Эти реформы означают определенную дебюрократизацию Европейского союза, а также то, чтобы общеевропейская организация в первую очередь защищала интересы своих граждан. «Таким образом, если мы говорим о назначении Филиппа на пост премьера Франции, то от этого факта ничего не меняется, поскольку политику Парижа будет определять программа нового французского президента Макрона. И здесь надо осознавать, что как-то поменять свой заявленный курс он может только при серьезном изменении международного климата, что очень важно и для состояния дел в рамках российско-французских отношений», - заключает Обичкина. Курс Франции в отношении России останется прежним Именно этим будет определяться и курс Франции по санкционному режиму в отношении России, а также о рамках тех обязательств, которые Париж по этому поводу взял на себя. «От всего этого зависит и политика Парижа в контексте минского процесса, а также в нормандском формате, которая очевидно будет направлена на сдерживание России по ее вмешательству в украинские дела и упреждения от военного вступления Москвы в этот конфликт. Именно в этом ракурсе во Франции и воспринимается нормандский формат и именно для обрамления этой линии правительством Макрона сейчас будут предприниматься конкретные шаги. Все это проходит в контексте вопросов европейской и французской безопасности», - заключает Обчикина. Здесь необходимо сделать вывод, что данный курс Макрона фактически ничем не отличается от того, что по развитию отношений с Россией предлагал в последние годы Олланд. Все это, естественно, отразится и на торгово-экономических отношениях между Россией и Францией, которые упомянул в своем послании к Филиппу Медведев. Очевидно, если они и будут как-то расти, то только в условиях действующих сегодня антироссийских санкций.