В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Как укрепление шведского флота может затронуть интересы России

заключило контракт с корпорацией Saab AB на строительство разведывательного корабля. Новое судно должно войти в строй в 2020 году, заменив корабль предыдущего поколения A201 Orion. Со времён холодной войны шведские ВМС являются разведывательным форпостом , несмотря на нейтральный статус государства. С 2014 года в королевстве укрепляются позиции тех, кто поддерживает вступление в Североатлантический альянс и наращивание расходов на оборону. Как усиление флота скандинавской страны отразится на безопасности — в материале RT.

Как укрепление шведского флота может затронуть интересы России
Фото: RT на русскомRT на русском

Швеция проводит плановую модернизацию военно-морских сил, заменяя суда, построенные в 1980-е годы. Одним из них как раз является 62-метровый разведывательный корабль A201 Orion, вошедший в состав королевского флота в 1984 году.

Видео дня

Устаревший «Орион»

Главной задачей судна была слежка за советскими боевыми кораблями. Активное участие в разработке «Ориона» принимали американские конструкторы. На судно было установлено самое современное на тот момент разведывательное оборудование.

Внешне шведский корабль напоминает катер с ангаром, занимающим две трети палубы. Выражаясь профессиональным языком, это обтекатель, защищающий от непогоды антенны и другие приборы, необходимые для сбора разведданных.

С «Орионом» связан один любопытный инцидент. В 1985 году шведский корабль-разведчик столкнулся с принадлежащим СССР минным тральщиком во время учений советского флота в Гданьской бухте.

Обстоятельства происшествия неизвестны до сих пор. Очевидно, что «Орион» вёл слежку за ходом манёвров у берегов северо-западной и . Западные СМИ считают, что советский корабль пошёл на перехват и мог протаранить шведское судно.

Восемь лет назад «Орион» отметился благородным поступком в адрес России. В мае 2009 года шведский корабль спас двух российских рыболовов, терпевших бедствие в Балтийском море.

В апреле 2010-го правительство Швеции признало «Орион» устаревшим: Установленное в 1980-х годах оборудование не может полностью соответствовать современным требованиям.

По технологии «Стелс»

Минобороны Швеции не уточняет название судна, которое заменит «Орион». В пресс-релизе ведомства указывается, что новый корабль будет более габаритным и тяжёлым. Длина стального корпуса составит 71 метр (у «Ориона» — 62 метра), а водоизмещение — 2300 тонн (у «Ориона» — 1400 тонн).

Корабль будет построен на принадлежащей Saab AB верфи Kockums AB в . Не исключено, что корпорация воплотит в жизнь принципиально новый проект. На данный момент в составе шведского флота нет ни одного корабля с заявленными Минобороны характеристиками.

Прежде революционной разработкой Saab AB считались корветы типа Visby («Висбю»). Это первый в мире проект многоцелевых кораблей, построенных по технологии «Стелс». Её суть заключается в снижении заметности для радиолокаторов. Важный с военной точки зрения эффект достигается с помощью специальных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов.

Длина Visby составляет 73 метра при водоизмещении в 640 тонн. Уменьшить вес корабля удалось за счёт использования в конструкции многослойного пластика и армированного углеволокна. Корвет способен вести разведку, поражать авиацию, надводные и подводные цели. Всё вооружение заключено внутри борта.

Wikimedia

В окружении НАТО

Не считая сторожевых катеров, в состав шведских ВМС входят пять кораблей типа Visby, 4 корабля типа «Göteborg», 2 корабля типа «Stockholm, 7 минных тральщиков (проекты «Landsort» и Koster) и пять подводных лодок (проекты Gotland и Östergötland). В общей сложности шведский флот включает 63 боевых корабля.

Самым крупным судном шведского флота является 105-метровый сторожевой корабль Carlskrona (P04). 10 лет назад Минобороны Швеции планировало превратить Carlskrona в корабль-разведчик, но позже было решено сохранить его боевую специализацию.

Carlskrona — единственное в стране судно, способное участвовать в дальних морских походах. Задачи, которые стоят перед королевскими ВМС, ограничены акваторией Балтийского моря. Шведские военно-морские силы включают три флотилии и один амфибийный полк (аналог морской пехоты).

Швеция находится в окружении стран-членов НАТО (за исключением ) и потому единственным потенциальным противником королевства является Россия. События на 2014 года в восприняли как акт агрессии со стороны . Королевство присоединилось к антироссийским санкциям, задумалось об укреплении Вооружённых сил и вступлении в НАТО.

globallookpress.com

Shi Tiansheng

Влияние на политическую элиту Швеции оказывает жёсткий антироссийский курс, который проводит . В последние годы соседнее королевство наращивает ударные и разведывательные возможности при поддержке . В Осло не исключают, что страна присоединится к системе противоракетной обороны, которую формирует .

Особенности шведского нейтралитета

Судя по высказываниям шведских политиков и публикациям в местной прессе, градус русофобии в королевстве не настолько высок, как в Норвегии. С начала XX века Швеция проводит политику нейтралитета, стараясь не ввязываться в разборки великих держав.

Тем не менее в период холодной войны Стокгольм явно играл на стороне НАТО и уделял большое внимание боеготовности армии, направляя на её содержание в пять раз больше, чем сегодня (5% от ВВП).

На данный момент принципиального разворота в сторону альянса в Швеции не произошло. В статьях о России местные СМИ нередко задают читателям вопрос: «Зачем мирной нейтральной Швеции вновь вступать в конфронтацию с Москвой?».

В конце марта 2017 года газета Svenska Dagbladet опубликовала статью о том, что страх шведов перед военной мощью России навеян в основном историческими событиями, в частности несколькими войнами XVIII века. Также в материале говорится о беспочвенности алармистских настроений, связанных с вездесущими «русскими подлодками».

«Слишком серьёзные последствия»

Швеция занимает выгодное географическое положение для противодействия советскому, а сейчас — российскому флоту. Наибольшее стратегическое значение имеет остров Готланд, расположенный на перекрёстке морских путей. На Готланде дислоцирована военно-морская база «Висбю».

После распада СССР Балтийский флот оказался разделён на две части: первая группировка базируется в Финском заливе, а вторая — более многочисленная — в , представляющем собой анклав.

Из открытых данных следует, что в состав Балтийского флота входят 44 боевых корабля и две субмарины, на балансе шведских ВМС числятся 58 судов и пять подлодок.

Главный редактор журнала «Армия и Флот» Дмитрий Шеремецкий считает, что деятельность шведских ВМС представляет определённую опасность для Балтийского флота, однако её не стоит преувеличивать.

Сторожевой корабль Carlskrona (P04)

Wikimedia

«У шведов нет крупных кораблей и мощных ударных вооружений. В этом компоненте они нам сильно уступают. Да, Швеция — высокотехнологичная страна. Я имею в виду проект «Висбю», но пока невозможно точно сказать, на что способны эти корветы, чего стоит их система радиолокационной защиты и ударные комплексы», — пояснил RT Шеремецкий.

«Шведы не воевали около 200 лет. Все их военные знания — из учебников и результатов натовских учений. Очень я сомневаюсь и в высокой мотивации шведских военных. Не думаю, что они готовы бросить нам вызов и уж тем более устроить какую-либо провокацию. Слишком серьёзные последствия будут для них», — рассуждает Шеремецкий.

Эксперт напомнил, что Швеция около 100 лет не обладает мощным флотом, так как ещё в XIX веке отказалась от великодержавных амбиций. «Ничего коренным образом с тех пор не поменялось и вряд ли изменится. Швеция обрела свою нишу полунейтрального государства, и она, насколько я могу судить, всех в королевстве устраивает».