Войти в почту

Как укрепление шведского флота может затронуть интересы России

Минобороны Швеции заключило контракт с корпорацией Saab AB на строительство разведывательного корабля. Новое судно должно войти в строй в 2020 году, заменив корабль предыдущего поколения A201 Orion. Со времён холодной войны шведские ВМС являются разведывательным форпостом НАТО, несмотря на нейтральный статус государства. С 2014 года в королевстве укрепляются позиции тех, кто поддерживает вступление в Североатлантический альянс и наращивание расходов на оборону. Как усиление флота скандинавской страны отразится на безопасности России — в материале RT. Швеция проводит плановую модернизацию военно-морских сил, заменяя суда, построенные в 1980-е годы. Одним из них как раз является 62-метровый разведывательный корабль A201 Orion, вошедший в состав королевского флота в 1984 году. Устаревший «Орион» Главной задачей судна была слежка за советскими боевыми кораблями. Активное участие в разработке «Ориона» принимали американские конструкторы. На судно было установлено самое современное на тот момент разведывательное оборудование. Внешне шведский корабль напоминает катер с ангаром, занимающим две трети палубы. Выражаясь профессиональным языком, это обтекатель, защищающий от непогоды антенны и другие приборы, необходимые для сбора разведданных. С «Орионом» связан один любопытный инцидент. В 1985 году шведский корабль-разведчик столкнулся с принадлежащим СССР минным тральщиком во время учений советского флота в Гданьской бухте. Обстоятельства происшествия неизвестны до сих пор. Очевидно, что «Орион» вёл слежку за ходом манёвров у берегов северо-западной Польши и Калининградской области. Западные СМИ считают, что советский корабль пошёл на перехват и мог протаранить шведское судно. Восемь лет назад «Орион» отметился благородным поступком в адрес России. В мае 2009 года шведский корабль спас двух российских рыболовов, терпевших бедствие в Балтийском море. В апреле 2010-го правительство Швеции признало «Орион» устаревшим: Установленное в 1980-х годах оборудование не может полностью соответствовать современным требованиям. По технологии «Стелс» Минобороны Швеции не уточняет название судна, которое заменит «Орион». В пресс-релизе ведомства указывается, что новый корабль будет более габаритным и тяжёлым. Длина стального корпуса составит 71 метр (у «Ориона» — 62 метра), а водоизмещение — 2300 тонн (у «Ориона» — 1400 тонн). Корабль будет построен на принадлежащей Saab AB верфи Kockums AB в Мальмё. Не исключено, что корпорация воплотит в жизнь принципиально новый проект. На данный момент в составе шведского флота нет ни одного корабля с заявленными Минобороны характеристиками. Прежде революционной разработкой Saab AB считались корветы типа Visby («Висбю»). Это первый в мире проект многоцелевых кораблей, построенных по технологии «Стелс». Её суть заключается в снижении заметности для радиолокаторов. Важный с военной точки зрения эффект достигается с помощью специальных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов. Длина Visby составляет 73 метра при водоизмещении в 640 тонн. Уменьшить вес корабля удалось за счёт использования в конструкции многослойного пластика и армированного углеволокна. Корвет способен вести разведку, поражать авиацию, надводные и подводные цели. Всё вооружение заключено внутри борта. © Wikimedia В окружении НАТО Не считая сторожевых катеров, в состав шведских ВМС входят пять кораблей типа Visby, 4 корабля типа «Göteborg», 2 корабля типа «Stockholm, 7 минных тральщиков (проекты «Landsort» и Koster) и пять подводных лодок (проекты Gotland и Östergötland). В общей сложности шведский флот включает 63 боевых корабля. Самым крупным судном шведского флота является 105-метровый сторожевой корабль Carlskrona (P04). 10 лет назад Минобороны Швеции планировало превратить Carlskrona в корабль-разведчик, но позже было решено сохранить его боевую специализацию. Carlskrona — единственное в стране судно, способное участвовать в дальних морских походах. Задачи, которые стоят перед королевскими ВМС, ограничены акваторией Балтийского моря. Шведские военно-морские силы включают три флотилии и один амфибийный полк (аналог морской пехоты). Швеция находится в окружении стран-членов НАТО (за исключением Финляндии) и потому единственным потенциальным противником королевства является Россия. События на Украине 2014 года в Стокгольме восприняли как акт агрессии со стороны Москвы. Королевство присоединилось к антироссийским санкциям, задумалось об укреплении Вооружённых сил и вступлении в НАТО. globallookpress.com © Shi Tiansheng Влияние на политическую элиту Швеции оказывает жёсткий антироссийский курс, который проводит Норвегия. В последние годы соседнее королевство наращивает ударные и разведывательные возможности при поддержке США. В Осло не исключают, что страна присоединится к системе противоракетной обороны, которую формирует Пентагон. Особенности шведского нейтралитета Судя по высказываниям шведских политиков и публикациям в местной прессе, градус русофобии в королевстве не настолько высок, как в Норвегии. С начала XX века Швеция проводит политику нейтралитета, стараясь не ввязываться в разборки великих держав. Тем не менее в период холодной войны Стокгольм явно играл на стороне НАТО и уделял большое внимание боеготовности армии, направляя на её содержание в пять раз больше, чем сегодня (5% от ВВП). На данный момент принципиального разворота в сторону альянса в Швеции не произошло. В статьях о России местные СМИ нередко задают читателям вопрос: «Зачем мирной нейтральной Швеции вновь вступать в конфронтацию с Москвой?». В конце марта 2017 года газета Svenska Dagbladet опубликовала статью о том, что страх шведов перед военной мощью России навеян в основном историческими событиями, в частности несколькими войнами XVIII века. Также в материале говорится о беспочвенности алармистских настроений, связанных с вездесущими «русскими подлодками». «Слишком серьёзные последствия» Швеция занимает выгодное географическое положение для противодействия советскому, а сейчас — российскому флоту. Наибольшее стратегическое значение имеет остров Готланд, расположенный на перекрёстке морских путей. На Готланде дислоцирована военно-морская база «Висбю». После распада СССР Балтийский флот оказался разделён на две части: первая группировка базируется в Финском заливе, а вторая — более многочисленная — в Калининграде, представляющем собой анклав. Из открытых данных следует, что в состав Балтийского флота входят 44 боевых корабля и две субмарины, на балансе шведских ВМС числятся 58 судов и пять подлодок. Главный редактор журнала «Армия и Флот» Дмитрий Шеремецкий считает, что деятельность шведских ВМС представляет определённую опасность для Балтийского флота, однако её не стоит преувеличивать. Сторожевой корабль Carlskrona (P04) © Wikimedia «У шведов нет крупных кораблей и мощных ударных вооружений. В этом компоненте они нам сильно уступают. Да, Швеция — высокотехнологичная страна. Я имею в виду проект «Висбю», но пока невозможно точно сказать, на что способны эти корветы, чего стоит их система радиолокационной защиты и ударные комплексы», — пояснил RT Шеремецкий. «Шведы не воевали около 200 лет. Все их военные знания — из учебников и результатов натовских учений. Очень я сомневаюсь и в высокой мотивации шведских военных. Не думаю, что они готовы бросить нам вызов и уж тем более устроить какую-либо провокацию. Слишком серьёзные последствия будут для них», — рассуждает Шеремецкий. Эксперт напомнил, что Швеция около 100 лет не обладает мощным флотом, так как ещё в XIX веке отказалась от великодержавных амбиций. «Ничего коренным образом с тех пор не поменялось и вряд ли изменится. Швеция обрела свою нишу полунейтрального государства, и она, насколько я могу судить, всех в королевстве устраивает».

Как укрепление шведского флота может затронуть интересы России
© RT на русском