Войти в почту

Остановивший Рим Федерико

Тогда движение в Риме остановилось… Вечный город никогда не замирает, а тогда замер, будто перестал дышать. Стоя у могилы Феллини в маленьком Римини, я вспоминала, как великого режиссера хоронила Италия. В легендарном пятом павильоне студии «Чинечитта», где снимал маэстро, бесконечный людской поток три дня подряд прощался с гением. Тысячи человек, аплодируя, провожали траурный кортеж на всем четырехсоткилометровом пути — от столицы до маленького местечка на побережье. Здесь 20 января 1920 года, то есть ровно 97 лет назад, Феллини родился, здесь был похоронен. Его же воспел в «Амаркорде».Я все чаще думаю о том, из какого сора порой рождается великое кино… Феллини прожил причудливую жизнь, словно знал заранее, что про нее будут снимать фильмы коллеги. Чтобы не выглядеть сумасшедшим в глазах большинства, ему надо было стать режиссером. Так он сам о себе говорил. Кадры, детали биографии... Вот он, мальчик, учится в строгой монастырской школе в Фао, рисуя на полях тетрадок веселые рожицы и венецианские маски. Вот в нелепой шляпе приезжает во Флоренцию, чтобы стать репортером. Вот он же, долговязый, с папкой карикатур под мышкой, рвется в кабинет редактора знаменитого юмористического издания «Марк Аврелий». Ганди — так прозвали его приятели за худобу — днем и ночью строчит тексты — для варьете, для рекламы, для радио. Почти 700 произведений — и это до того, как он напишет первый сценарий к фильму «Рим, открытый город», в один миг сделавший его знаменитым. Изучая биографию Феллини, я будто каталась на «американских горках». Вверх-вниз, от восторга до холода в сердце. Вот предельная холодность зрителей, не понявших «Огни варьете» и «Белого шейха». А вскоре, уже через год, горячий, искристый триумф «Маменькиных сынков». «Оскар» и полсотни наград за «Дорогу», и рядом — мрачные, тяжелые воспоминания Федерико об этой ленте, как о «Чернобыле собственной души». «Ночи Кабирии» с великолепной Джульеттой Мазиной, «Сладкая жизнь» с Марчелло Мастроянни, автобиографичный «Восемь с половиной», «Репетиция оркестра» — даже названия его работ чаруют музыкальностью и изысканны, как блюдо виртуозного шеф-повара. Он снимал — как видел и чувствовал, а чувствовал — как снимал. Кажется, он знал что-то особое, из времени, когда Рим был молод. …«Амаркорд» — звучит как аккорд звуков и чувств, «Я вспоминаю». Видимо, это и есть ключик к пониманию творчества Феллини. Вспоминая о прошлом, он сам себе напоминал самолет, который взлетел, а сесть уже было негде. Так и парил, создавая миры, возбуждая способность думать и чувствовать. Великое, не знающее ни секунды покоя, завораживающее всем: мыслями, чувствами, формами и движением, атмосферой. Но как он это делал — остается только гадать. Для Федерико не было ничего невозможного. Он смог остановить даже Рим… Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

Остановивший Рим Федерико
© Вечерняя Москва