Войти в почту

Искусство и любовь: лучшие арт-союзы в истории

Вспышки любви, конкуренция, трепетное поклонение, ревность, творческие противоречия, измены и разводы: личная жизнь культовых художников ничем не отличается от остросюжетных романов, особенно если в паре два творца. Тема непримиримости двух гениев заинтересовала кураторов международной галереи Ordovas, которая принадлежит дилеру Пилару Ордовасу. Результатом стала выставка «Художники и любовники», которая пройдет в этом сезоне в Лондоне и Нью-Йорке. «Мы хотели показать пары, в которых каждый человек был самостоятельным и полноценным художником. Мы не брали муз и вдохновителей из других профессиональных сфер, хотя таких примеров в истории, конечно, больше, — объясняет Ордовас. — Союз двух творцов — это два разных языка, два эстетических вокабуляра, но в них всегда есть что-то общее». Мы изучили каталог к экспозиции и расширили список главных арт-союзов в истории, дополнив его современными парами художников. Джексон Поллок & Ли Краснер Теплая августовская ночь 1956 года. Ли Краснер сидит на террасе своего дома в Ист-Хэмптон. В этот день она похоронила своего мужа. Внезапно чернею небо разрезала белыми брызгами падающая комета. «Я поймала падающую звезду за хвост,» — эта фраза, которую она позже говорила друзьям, может стать метафорой ее отношений с великим экспрессионистом, Джексоном Поллоком. Их пара была одной из самых ярких креативных союзов в двадцатом веке: они прожили вместе пятнадцать лет, практически с того дня, как она впервые пришла без приглашения в его студию. Интровертный и неразговорчивый Поллок казался полной противоположность своей расторопной и эмоциональной жене, но эта противоположность характеров пошла только на пользу их творчеству. Понимание силы и зависимость от искусства в них были развиты одинаково. И хотя первые работы Поллока, которые она увидела, были не близки ее творческим поискам, она всегда интуитивно знала — Джексону есть, что сказать, и, даже будучи его вдовой, его талант и славу она ставила выше собственных. Они всегда работали в разных студиях. В 1945 году, после свадьбы, они переехали на викторианскую ферму на Лонг-Айленде, эта смена обстановки расширила их эстетическую палитру, вынесла отношения с природой на первый план. Один из критиков в 1949 году обвинил Краснер в заимствовании сюжетов собственного мужа, упустив их гораздо более сложные творческие взаимоотношения, построенные на индивидуализме и прочной связи одновременно. Джексон Поллок. Сonvergence. 1952. Ли Краснер. Another storm. 1963. Макс Эрнст & Леонора Каррингтон & Доротеа Таннинг Английская художница и новеллист мексиканского происхождения Леонора Каррингтон (1917-2011) впервые встретила влиятельного немецкого сюрреалиста Макса Эрнста (1891-1976) на званом ужине в Лондоне в 1937 году. Между ними молниеносно вспыхнула страсть, несмотря на то, что ему было за сорок, а ей едва исполнилось двадцать. Их роман повлиял на развод Эрнста с первой женой Марией-Бертой Ореш, и возлюбленные уехали в Париж. В 1938 они переместились в уединенную коммуну на юге Франции Сен-Марте́н-д’Арде́ш: здесь они творчески развивали друг друга, начав со студий над скульптурами животных, которые по задумке хозяев должны были охранять их новый дом. Полуфантастический, полуреальный мир ярких и порой игривых картин, был свойственен обоим художникам и до, и после, и во время их отношений. Романтическую идиллию трагически прервала Вторая мировая война, арест Эрнста и его последующее заключение в Гестапо. С помощью Пегги Гуггенхайм и других покровителей ему удалось бежать в Нью-Йорк. Тем временем Каррингтон удалось бежать в Испанию, где она была госпитализирована с нервным срывом. Чтобы избежать спорного принудительного лечения, она обратилась в Мексиканское посольство в Лиссабоне, где ей дали шанс фиктивно выйти замуж за поэта Ренато Ледука с целью выезда в Соединенные штаты. После короткой поездки в Нью-Йорк, Каррингтон уехала в Мексику, где получила творческое признание и входила в артистическое сообщество, сформировавшееся в окружении Диего Риверы и Фриды Кало. 1) Макс Эрнст. The Virgin Spanking The Christ Child Before Three Witnesses Andre Breton Paul Eluard And The Painter. 1926. 2) Леонора Каррингтон. Temple of the World. 1954. В Нью-Йорке Макс Эрнст женился на Пегги Гуггенхайм. А в 1942 году на вечеринке познакомился с художницей Доротеей Таннинг (1910-2012). Позже он увидит ее работы в галерее свой жены, Пегги, на выставке работ женщин-художниц «Выставка 31 женщины». Вскоре Таннинг и Эрнст начинают жить вместе, и самоучка Таннинг оказывается в эпицентре международной арт-жизни. За шестидесятилетнюю карьеру Доротея пришла от вторичного сюрреализма к персональному варианту абстракции. Они поженились в 1946 году, и переехали из Нью-Йорка в Аризону, а оттуда во Францию, где жили на протяжение 28 лет и принимали Александра Колдер и Марселя Дюшана. После смерти Эрнста в 1976, Таннинг вернулась в Америку, где начала новую карьеру писательницы. Макс Эрнст. Attirement of the Bride. 1936. Доротея Таннинг. Maternity. 1947. Фрида Кало & Диего Ривера Фрида Кало (1907-1954) впервые встретила Диего Риверу (1886-1957) будучи студенткой художницей, надеющейся получить творческий совет от известного мексиканского муралиста. Их романтический союз случился вопреки всему: на тот момент Диего был старше Фриды на двадцать лет, состоял в браке с русской художницей Маревной (Марией Воробьевой-Стебельской) и имел маленькую дочь Марику. Кало и Ривера поженились в 1929, но в связи с вспыльчивыми характерами обоих и многочисленными изменами Риверы, брак был очень неспокойным. Тем не менее пара стала центром интеллектуального притяжения в Мексике. Ривера прославился на весь мир как мексиканский моралист, сформировав репрезентативный национальный имидж страны. В работах Кало читается влияние мексиканских залатанных образов — ретабло. Однако ее искусство часто относили к стилю сюрреализма, в виду порой безумных форм, которые принимала ее иконография. В конце 1930-х лидер сюрреалистов, Андре Бретон, помог организовать выставки Кало в Нью-Йорке и Париже. Несмотря на его покровительство, Кало настаивала на том, что сны и подсознание ее совершенно не интересуют, она изображала свою реальность, фетишизированную и облеченную в символы. В 1939 году пара развелась, и уже через год обручилась снова, однако размереннее их семейная жизнь не стала до самой смерти Фриды от воспаления легких в 1954 году. Фрида Кало. Self-Portrait as a Tehuana (Diego on My Mind).1943. Диего Ривера. The Hands of Dr. Moore. 1940. Виллем де Куннинг & Элен де Кунинг Элен Фрид (1918-1989) была американской художницей, арт-критиком и женой голландского абстрактного экспрессиониста Виллема де Куннинга. Это положение повлияло на формирование Элен как полноправного представителя Нью-Йоркской школы. О ее роли в жизни и творчестве де Куннинга в 1930-50х годах написано очень много: но на культовую серию «Женщина» она влияния не оказала (вопреки расхожему мнению), в отличие от бронзовой скульптуры «Хозяйка» 1970-х годов. Художники поженились в 1943 году и прожили вместе вплоть до смерти Элен в 1989 году. Виллем де Кунинг. Pink Angels. 1945. Элен де Кунинг. Untitled (Standing Bull). 1959. Яей Кусама & Джозеф Корнелл Джозеф Корнелл (1903-1972) никогда не выезжал из Америки и большую часть жизни прожил в Нью-Йорке. Но творческие эксперименты авангардиста часто касались путешествий в дальние страны. В 1930-х в Нью-Йорк хлынули европейские сюрреалисты, и в течение долгих лет Корнелл поддерживал дружеские отношения с иностранными художниками и знаменитостями того времени. С Кусамой (р. 1929) он впервые встретился в 1960-х, период, когда японская концептуалистка приобрела мировую известность своими перформансами. Корнелл был на двадцать лет ее старше, но между ними начались отношения, которые сама художница описывает как «страстные, но платонические». Корнелл умер в 1972 году, и потрясенная его смертью Кусама начала серию работ с элементами из его творчества — сюрреалистичнными вырезками, коллажами и многочисленными коробками, покрывая их узором из своих фирменных горошин и сетей бесконечности. Яей Кусама. Infinity Mirror Room. 1994. Джозеф Корнелл. Untitled (Hotel Eden). 1945. Ив Танги & Кей Сейдж На парижском салоне независимых художников в 1938 году Ив Танги (1900-1955) видит шесть работ американки Кей Сейдж (1898-1963) и восхищается ими. Вскоре после этого пара была представлена друг другу общим знакомым и начала свой захватывающий и продуктивный с творческой точки зрения союз. Они вместе жили и работали в Париже до переезда в Соединенные Штаты Америки в начале Второй мировой войны. В 1940 году они поженились в Неваде (Сейдж стала второй супругой Танги). Парижский кружок сюрреалистов не принимал американскую художницу в свое узкое братство, а в Америке она снискала признание критики и коллег. Отношения Танги и Сейдж были также загадочны, как их сюрреалистичное творчество: работать они предпочитали по отдельности, хотя сходства и общие темы в работах неопровержимы. Ив Танги скончался в 1955 году, оставив жену в депрессии. В 1963 году она покончила жизнь самоубийством, оставив записку: «Первая работа Ива, которую я увидела, еще не зная его, называлась «Я жду тебя». И я пришла. Теперь он снова зовет меня — и я уже в пути». Ив Танги. Indefinite Divisibility. 1942. Кей Сейдж. I Saw Three Cities. 1944. Василий Кандинский & Габриэль Мюнтер Абстракционист Василий Кандинский (1866-1944) и авангардистка Габриэль Мюнтер (1877-1962) не были женаты, хотя их роман длился более двенадцати лет. Они познакомились в Мюнхене в 1902 году, в художественной школе Фаланкс, где 35-летний Кандинский на тот момент преподавал, а 26-летняя Мюнтер была студенткой. У них завязались отношения, и они часто путешествовали вместе, хотя Кандинский еще состоял в официальном браке с первой женой Анной Чемякиной (с которой оформил официальный развод только в 1911 году). Главным последствием творческого союза Мюнтер и Кандинского можно считать основанную ими художественную группу «Синий всадник», основная часть работ участников которой сейчас находится в мюнхенском музее Ленбахаус. Габриэль Гюнтер. Meditation. 1917. Василий Кандинский. Импровизация 26. 1912. (Фрагмент) Джон Каррин & Рейчел Фенштайн Один из самых успешных современных художников, американец Джон Каррин (р. 1962) женился на американской скульптурше Рейчел Фенштайн (р. 1971) в 1997 году. Парочку любят в мире моды: Марк Джейкобс сделал их лицом рекламной компании своей осенней коллекции 2015 года, Рейчел регулярно снимается в глянцевых журналах и даже мелькает на подиумах — дружба с дизайнерами, вроде Тома Форда, дает о себе знать. В мире искусства Каррина и Фенштайн считают не тандемом, а двумя самоценными креативными единицами: творчество у «power couple» разное и по медиумам, и по сюжетам. У него — бесстыдные портреты обнаженных девушек с формами на любой вкус и реалистическая техника письма маслом, у нее — деревянные и картонные скульптуры с отсылками к эпохе барокко и диснеевским мультипликационным фильмам. Джон Каррин. Rachel in the Garden. 2003. Рейчел Фенштайн. St Agatha. 2012.

Искусство и любовь: лучшие арт-союзы в истории
© Bazaar.ru