Войти в почту

Нейробиологи узнали, почему при афазии проще сказать "рыбачить", чем "плавать"

МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Ученые из Высшей школы экономики и Мюнхенского университета Людвига Максимилиана выяснили, почему пациентам с афазией легче использовать инструментальные глаголы, такие как "рыбачить", чем неинструментальные - например, "плавать", сообщили в четверг в пресс-службе ВШЭ. Результаты эксперимента описаны в статье в журнале Journal of Neurolinguistics. Инструментальные глаголы обозначают действие, которое выполняют с помощью какого-нибудь инструмента, например: "рыбачить" (удочкой), "резать" (ножом), "рубить" (топором). Предыдущие исследования показали, что пациентам с афазией (нарушением речи из-за инсульта или травмы головы) проще использовать глаголы именно этой категории. Задания с инструментальными глаголами они выполняют успешнее, чем задания с неинструментальными глаголами, обозначающими действие, для которого можно обойтись без инструмента, например, "плавать". "Мы задались вопросом, за счет каких мозговых механизмов возникают различия в языковой обработке инструментальных и неинструментальных глаголов в целом. Мы решили исследовать влияние инструментальности на активацию мозга в группе здоровых людей без речевых расстройств", - рассказывает заведующая Лабораторией нейролингвистики НИУ ВШЭ Ольга Драгой, чьи слова приводятся в сообщении. Ученые провели эксперимент на материале немецкого языка, в сотрудничестве с Мюнхенским университетом Людвига Максимилиана. Участники эксперимента подбирали к глаголам - как инструментальным, так и неинструментальным - подходящие существительные (например, им предлагалось выбрать, какое из существительных - "хлеб" или "кровь" - больше подходит к глаголу "резать"), в то время как им делали МРТ. Результаты свидетельствуют о том, что обработка неинструментальных глаголов требует дополнительной активации отделов мозга, связанных с речью, например лобных и височных отделов левого полушария. Но при афазии, как правило, поражены как раз эти отделы, что и объясняет, почему пациенты испытывают трудности с произношением неинструментальных глаголов, таких как "плавать", и, наоборот, более успешны в случае использования таких глаголов, как "рыбачить". То есть пораженный мозг пациентов с афазией хуже обеспечивает дополнительную активацию, требуемую для порождения и понимания неинструментальных глаголов.