Войти в почту

​Матти Ванханен: ЕС и России нужно укреплять взаимопонимание

Отношения России и ЕС в настоящее время далеки от идеальных, одна из причин этого - недостаток взаимопонимания. О том, как его достичь, об отношениях РФ с ближайшим европейским соседом - Финляндией, а также о том, какие перемены для Европы и России могут принести итоги президентских выборов в США, рассказал в интервью ТАСС бывший премьер-министр Финляндии, кандидат в президенты от партии Финляндский центр, председатель комиссии по международным делам финского парламента Матти Ванханен. - В России существует представление, что политик от партии Финляндский центр в руководстве Финляндии - это, с точки зрения финско-российских отношений, всегда лучший вариант. Какового ваше мнение? - Видимо, основанием для этого служит политика Урхо Кекконена, который долгое время находился на посту президента Финляндии, он занимался двусторонними отношениями страны с Советским Союзом и приложил к этому много личных усилий. Но в Финляндии президент не представляет интересы партии после того, как происходят выборы, ведь главу государства напрямую выбирает народ, а в своей политике президент придерживается той линии, которую он согласовывает с правительством. Между партиями абсолютно естественно есть разница в том, как они видят внешнюю политику, но в текущий момент и в особенности в отношении России больших отличий не наблюдается. - Почему вы решили вернуться в большую политику и участвовать в президентских выборах? - Меня попросили вернуться. После длительного периода пребывания на должности премьер-министра я работал в частном секторе. Но экономические вызовы, которые несколько лет назад были достаточно большими, привели к тому, что меня стали звать назад. Когда я решил участвовать в выборах, я решил, что основное внимание буду концентрировать на внешней политике. Я получил в этом, в том числе и в том, что касается финско-российских отношений, большой опыт, когда был премьером. - То есть от политики вы не устали? - Нет. Это сфера, в которой все время происходит что-то интересное. А я люблю трудности. - Является ли преемственность важнейшим принципом финской внешней политики? И не пора ли что-то менять с учетом сложной обстановки в мире? - Маленьким странам следует выбирать преемственность. Мне кажется, что их позиция тем более прочна и положение - безопасно, если в том числе их соседи могут предвидеть то, как они будут себя вести. Поэтому да, преемственность и политическая предсказуемость - важнейшие факторы. И это касается не только линии нескольких последних лет, а десятилетий - в свое время все началось с политики Паасикиви-Кекконена. Маленьким странам следует избегать непредсказуемости, они не должны кидаться в политике то туда, то сюда, потому что это порождает недоверие. - Несколько вопросов о США и победившем на президентских выборах Дональде Трампе. Каково ваше мнение о нем? Первая ваша реакция была весьма настороженной. Вы считаете, что его политика может оказаться непредсказуемой? - Непредсказуемой она, вероятно, может быть. Но я надеюсь, что Трамп будет работать терпеливо и продолжит долгосрочную, уже сложившуюся политическую линию. Что касается Финляндии, то она сотрудничает со всеми странами, руководство которых пришло к власти в результате демократических выборов. США свой демократический выбор сделали. Как только Трамп выберет членов своей администрации, мы начнем развивать с ней отношения. - Что его победа принесет Европе? Может ли Трамп стать для нее сложным партнером? - В торговой политике в первую очередь он уже подчеркивал идею о приоритетности интересов Америки. Вероятно, у него есть склонность к протекционистским действиям. Хотя я все равно не верю, что он изменит или ужесточит уже работающие соглашения с Европой или поменяет существующие таможенные правила. В сфере экономики США и Европа нуждаются друг в друге - наши уровни цен и уровни качества совпадают. Я также не верю, что в области политики безопасности Трамп будет менять сложившиеся принципы трансатлантических отношений. Но, возможно, потребует, чтобы европейские страны-члены НАТО активнее участвовали в том числе в финансировании оборонной деятельности альянса. Думаю, что кто бы ни победил на выборах в США - даже если бы это была Хиллари Клинтон - он потребовал бы, чтобы другие страны-члены альянса инвестировали больше средств в его обороноспособность. И, как я сказал, я считаю, что Трамп выдвинет такое требование. Но не верю, что США как один из членов НАТО откажется от своих обязательств в области обороны. Так что, предполагаю, в этом смысле все будет продолжаться так, как и раньше. Вероятно, что Трамп больше, чем прежде, будет сконцентрирован на работе по противодействию терроризму. - Что касается соглашений в экономике, то Трамп уже заявил, что США будут выходить из TTIP (договора о свободной торговле между ЕС и США). - Да, и, по моим оценкам, мы можем на много лет вперед забыть про TTIP, но оно никуда не исчезнет, это будет просто отсрочка. Верю, что со временем станет ясно, что это соглашение необходимо. Однако, несмотря на это, то, что оно не будет действовать сейчас, не станет препятствием для торговли между Европой и США. - Будет ли ЕС развивать собственную структуру безопасности и меньше рассчитывать на НАТО? - Финляндия поддерживает развитие в ЕС собственного измерения безопасности. Сюда входят, главным образом, две области, первая из которых - реагирование на кризисы, различные действия по защите мира и порядка. В мире сейчас много где неспокойно, и это не только война в Сирии, очагов напряженности в целом хватает. Европе нужно уметь действовать в ситуации таких кризисов. А вторая область - это сотрудничество по оборонным материалам, их разработке. Но функций НАТО две эти области не подменяют. И, поскольку многие страны ЕС являются членами НАТО, они не будут выстраивать параллельную альянсу структуру. - То есть Европе не нужны альтернативы НАТО? - Что-то дополнительное, может быть, нужно, но не нужна конкурирующая структура или что-то, что повысило бы военную напряженность. - Глава МИД Финляндии Тимо Сойни недавно заявил, что ЕС должны представить себя США как "хорошую сделку". Что это означает и какая это может быть сделка? - "Сделка" - это в данном случае, конечно, образное выражение - намек на телевизионное шоу Трампа о том, как заключить наиболее выгодную сделку. Европа должна показать ему, что сотрудничать с ней - более выгодно, чем соревноваться или снижать интенсивность кооперации. - Вы верите в то, что с приходом Трампа отношения США и России улучшатся? - Всегда, когда приходит новое руководство, есть шанс для перемен. Я полагаю, что Трампа и Россию объединяет борьба по противодействию терроризму. Это та область, где они наиболее вероятно могли бы прийти к согласию, тот первый пункт, по которому они могли бы сблизиться друг с другом. По крайней мере, я на это надеюсь. - Cледует ли ждать больших перемен в Сирии? - Будем надеяться, что это случится. Правда, не знаю, что они будут собой представлять. Насилие, которое происходит в Сирии и которое используют все участники конфликта, в том числе режим Асада, должно быть остановлено, должна быть достигнута договоренность об управлении страной так сказать "после Асада". Нужно также выучить урок Ирака и Ливии - нельзя просто свергнуть правительство и все. Нужно позаботиться о том, чтобы в стране было действующее правительство, хотя при этом и будут происходить необходимые политические перемены, чтобы разные части населения начали сотрудничать между собой. Но вообще в отношении Сирии я настроен очень пессимистично. Поскольку боевые действия разрушили отношения между разными группами граждан, нелегко выстроить сотрудничество, чтобы появилось доверие и миллионы людей начали возвращаться обратно на родину. - Что вы думаете о теме возможного вступления Финляндии в НАТО? Вы обычно высказывались по этому поводу довольно сдержанно. -Во время моего первого срока на посту премьера правительство определило линию в отношении НАТО, которая действует по сей день. Там речь идет о так называемом "варианте НАТО". Это означает, что мы поддерживаем техническую готовность подать заявку, но не подаем. Нынешнее правительство высказывается по этому вопросу в таком же духе. Сам же я верю в то, что для безопасности Балтики и стран Северной Европы лучший вариант - это когда Финляндия и Швеция придерживаются своей долгосрочной линии и остаются странами, не входящими в военные блоки, но продолжающими активное сотрудничество между собой, с ЕС и с НАТО. Я не хотел бы перемен в этой так сказать базовой стратегической позиции. Это наиболее оптимальный путь для того, сделать регион свободным и предсказуемым - в этом смысле преемственность важна. С другой стороны, конечно, каждая страна должна оставить себе возможность - если ситуация к этому располагает - вступить в военный союз. Однако, когда я это говорю, я не имею в виду, что мы так сделаем. Но возможность не стоит исключать в будущем, у нас должно быть пространство для маневра. Надо ли нам ориентироваться на Швецию? Мы много обсуждали с ней вопрос НАТО, но обе наши страны разные и независимые и принимают в конечном итоге свои собственные решения. - То есть позиция Финляндии по НАТО, которая закреплена в программе работы правительства, является, на ваш взгляд, мудрой и в текущий момент? - Да. Как я уже сказал, так было и в нескольких предыдущих программах и у нас нет необходимости менять эту позицию. - Перейдем к отношениям Финляндии с Россией. Какие они сейчас, многое ли изменилось с тех пор, как вы возглавляли финское правительство? - Конечно, тогда они были несколько другими. Во время моего пребывания на должности премьера сотрудничество все время росло и взаимная торговля активно развивалась. В результате экономической рецессии в 2009 году рост значительно ослаб. Я отсутствовал в политике почти пять лет и, когда вернулся, заметил, что база отношений стала гораздо уже, чем раньше. Причины две. Первая - украинский кризис, вторая - общий экономический спад, который в течение многих лет оказывал воздействие и на Финляндию. В особенности ослабли экономические отношения с Россией. Однако мы - две страны-соседа и, если смотреть далее в будущее, мы должны найти возможность теснее сотрудничать. - Сейчас в Финляндии нередко звучит мнение о том, что у финнов в отношении России присутствует страх и то же самое происходит у россиян. Мы просто не понимаем друг друга. Что можете сказать? - Это действительно так. В данный момент мы не понимаем действий России на Украине, считаем, что они нарушают базовые принципы ОБСЕ. Нельзя считать, что можно нарушить правила и остальные на это никак не отреагируют - это один из элементов проблемы, о которой я говорю. Одновременно российская сторона ощущает, что на Западе ее не понимают в достаточной степени или не хотят воспринимать как равного партнера в разного рода вопросах. Нам, конечно, нужно задуматься о том, почему это произошло, какие факторы на это влияют. Когда ЕС вел переговоры с Украиной (по соглашению об ассоциации) - какие там были вопросы, которые нужно было обсуждать вместе с Россией, какие вещи имели отношение не только к одной Украине, но касались также и РФ. Были ли там какие-то торговые и экономические моменты, на которые ЕС стоило обратить больше внимания, в том числе с точки зрения российской стороны. Вот об этом, я считаю, нужно говорить, чтобы понять друг друга. Мы были обеспокоены, когда видели, как Россия действует на Украине, ведь это была перемена в поведении РФ. Но, с точки зрения финского населения, страх, я полагаю, будет неправильным словом. Мы привыкли сотрудничать с Россией, так что в национальном масштабе страха, что Россия на нас нападет, нет. Но беспокойство присутствует. И это не очень хорошо в отношениях между соседями. - В следующем году Финляндия будет праздновать 100-летие обретения независимости. Высказывалось мнение, что Россия может каким-то образом "поставить это под вопрос". Каково ваше мнение? - Я не понимаю как это можно было бы сделать. Мы были частью Российской империи, тогда у нас был автономный статус и свое законодательство, затем Финляндия стала независимой и была признана во всем мире, в том числе в России. Так что в эту "теорию" я не верю. Однако надеюсь, что в течение следующего года мы тщательно рассмотрим события столетней давности и историю, потому что историю нужно знать как можно точнее. В Финляндии готовится к публикации множество исследований о том, что произошло сто лет назад - в 1917 году, но также в 1918-м и 1919-м - это годы, которые, с точки зрения финской независимости, имели важное значение. - Президент Финляндии Саули Ниинистё не раз говорил, что ваша страна не хочет брать на себя роль посредника между Западом и Россией. Но порой кажется, что Финляндия в этой роли уже неоднократно побывала. Так ли это? - Когда мы присоединились к ЕС, это было "по-настоящему" - то есть мы стали его полноценной частью. ЕС проводит общую политику, и отдельные его страны-члены не могут действовать как бы посередине. Но это не значит, что будет плохо, если в Евросоюзе есть государства, которые, вероятно, понимают образ мышления России и россиян лучше других. Это вовсе необязательно является посредничеством, а просто выполнением активной роли в ЕС. В вопросах внешней политики у нас больше знаний о России, как, например, у Италии больше знаний о Ливии, а у Франции - о части Ближнего Востока. Такое "разделение труда" - это не посредничество, а, напротив, работа как части ЕС. - В Финляндии идет оживленная дискуссия о приобретении россиянами здесь собственности и участков земли - якобы это может нести в себе потенциальную угрозу, поскольку собственники могут предоставить свои владения, как сказали в финской Полиции безопасности Supo, "неопознанным группам военных". Нужно ли в таком случае Финляндии как-то менять свои законы? Или это пустые опасения? - Хорошо, когда мы знаем, где находится эта собственность. Если есть опасения, что она связана с угрозами безопасности, государство может вернуть ее себе, выплатив собственнику ее рыночную стоимость. Такие варианты присутствуют. Когда я был премьер-министром, я уже говорил по этому поводу с Владимиром Путиным. Мы предлагали, чтобы финны могли пользоваться такими же правами, как и россияне, и приобретать собственность в России, главным образом вблизи от границы, потому что есть много финских граждан, которые бы этого хотели. К сожалению, равноправия в этой сфере в данный момент нет. Не думаю, однако, что закон в Финляндии будет изменен, но правительство уже подчеркивало, что, если это окажется необходимым, государство может применить такую меру, как изъятие. Это было бы естественным решением проблемы, я думаю. - Параллельно с этим обсуждается и другой щекотливый вопрос - о россиянах с двойным гражданством, потенциальных угрозах, которые могут исходить от них, и о том, что из-за этого на них могут быть наложены некоторые ограничения в плане поиска работы. - Это не касается только России. Здесь речь идет во многом о рисках, связанных с ростом террористической угрозы. Думаю, что в каждой стране, в том числе в России, задумываются о том, может ли гражданин другого государства попасть на важный пост в сфере безопасности. Не знаю, что на этот счет говорят российские законы, но полагаю, что человек с гражданством другой страны не попадет там на должность, связанную с гостайной. Это в Финляндии и обсуждают. Мы готовы сохранять двойное гражданство, но будем проводить дискуссию о том, на какие государственные должности гражданин другой страны может претендовать. Это не будет мерой, касающейся только одной страны. Просто число людей с двойным гражданством увеличивается, угроза терроризма повысилась, в том числе и в Финляндии - на фоне этих двух факторов правильно поднимать такие вопросы. - Обсуждение проблемы безопасности полетов в регионе Балтийского моря не получило широкого развития. Как, по вашему мнению, стоит далее решать этот вопрос? - Финская инициатива (президента Саули Ниинистё об использовании транспондеров) по этому вопросу никуда не пропала, она нужна. Число полетов военных самолетов в регионе Балтийского моря возросло, но здесь же очень оживленное движение и гражданской авиации. Мы также видели, что часть военных самолетов не придерживается своего маршрута и ведет себя в небе слишком беспечно и непонятно. В этом смысле использование транспондеров важно. Но вообще это вопрос для НАТО и России, у нас таких проблем нет. - Как вам кажется, могут ли западные санкции в отношении России быть сняты во время президентства Трампа? - В таком случае, полагаю, и украинский кризис к тому моменту каким-то образом будет разрешен. Не могу в этот плане предсказывать действия Трампа, но, думаю, для США важно, что, хоть администрация и меняется, сохранять "кредит доверия" в различных международных политических вопросах. И если санкции введены, чтобы урегулировать украинский вопрос, то отказаться от них не так просто, если не достигнута перемена в ситуации. Но я не знаю, как будет мыслить администрация Трампа. Позиция же ЕС была абсолютно понятной. Мы надеемся, что кризис разрешится и мы вернемся ко временам, предшествовавшим санкциям. И, конечно, рассчитываем, что контрсанкции РФ тоже будут отменены. Беседовала Нина Бурмистрова, Хельсинки

​Матти Ванханен: ЕС и России нужно укреплять взаимопонимание
© ТАСС