Войти в почту

Илья Авербух: Если говорят о Липницкой, то вспоминают девочку в красном платье

Действующая чемпионка мира и Европы Евгения Медведева победила на этапе Гран-при по фигурному катанию в Канаде. Ее произвольная программа на тему терактов 11 сентября и на музыку из фильма «11 сентября» произвела на болельщиков и судей очень сильное впечатление. Мы позвонили известному хореографу Илье Авербуху, поставившему Медведевой обе новые программы, и попросили рассказать, как он взялся за столь сложную трагическую тему. - Во-первых я хочу поздравить Женю с блестящим выступлением в Канаде! Что касается этой программы, то она не посвящена терактам 11 сентября, это неправильная трактовка. Идея программы – человеческие ценности, которые заботят любого человека в мире, где бы он ни находился. И основной посыл, который я в нее закладывал, это исключительно то, как важно сказать любимому человеку здесь и сейчас самое важное, не откладывая на потом, и как шатко все, как много тех событий, от которых мы зависим. В частности, страшные катастрофы, включающие и теракты, и природные катаклизмы, которые забирают от нас близких людей. Эта программа не посвящена какому-то конкретному событию. Это программа о том, как важно ценить время, как важно верить в то, что тот телефонный звонок, который сообщит вам о судьбе вашего человека, принесет хорошую весть. Поэтому я оставил такой открытый финал. Мне очень важно, чтобы именно так воспринималась программа. Она не создавалась к конкретному событию. Я знаю ремарку от Этери Тутберидзе, это просто выдернуто из контекста ее описания. Ни о каких бутербродах, ни о каких пожарных речи в этой программе не идет. - Женя фактически повторяет в интервью слова тренера. - Мы действительно обсуждали это как на примере такой страшной трагедии 11 сентября. Но и после 11 сентября произошло очень много вещей, которые коснулись и напрямую нашей страны. Все равно это история об общечеловеческих ценностях. Я бы хотел, чтобы именно так программа и трактовалась. - Болельщики спрашивают - где прочесть либретто ваших ледовых постановок. - Либретто постановки есть. Первая часть программы – это часть, когда Женя провожает близкого человека. Это может быть и любимый человек, и отец, дорогой человек. Я показываю это с помощью того, что хлопает входная дверь, мы видим, что она не успела передать ему забытую им сумку. Первая часть программы – она катается с радужным ощущением того, как дождется вечера, как они снова увидятся, как обсудят день. Средняя часть, когда начинается дорожка шагов, Женя попадает в информационный поток. Специально на музыку были наложены определенные звуки новостных программ, которые звучат на разных языках. Они звучат, перебивая друг друга, что вводит ее в смятение. Она не знает, что происходит, слышит страшные новости, которые несутся из всех информационных источников. Именно это символизирует средняя часть. Она берет себя в руки и таким жестом останавливает эту какофонию звуков. Третья часть – это вера в то, что все будет хорошо. Именно с таки настроением мы катаемся. Потом раздается телефонный звонок, она снимает трубку. Я специально оставил открытый финал. Мы не знаем, что там сказано. Что все хорошо. Или что его больше нет. Это должен решить каждый. Ни одного шага нет пустого, ни одной мысли нет недодуманной. И все это сильно прожито и сильно внутри проходит. - У вас классическая постановка, как симфония, которая состоит из нескольких частей... - Есть такое. Каждая часть символизирует что-то. - А были ли ли раньше у фигуристов программы на такие трагические сюжеты? - Я думаю, что разные программы бывали... (Илья задумался.) Бывают посвящения. Но, как правило, фигуристы ездят и трагически размахивают руками, не понимая, зачем. В данной ситуации каждая программа, которую я ставлю Жене, имеет свой смысл, имеет свою литературную подоплеку. - Вы, по моему, еще в прошлом году говорили, что в фигурном катании до оформленных сюжетов еще далеко. Непаханое поле.. И вот вы сделали шаг, вперед. Кстати, и в программах Максима Ковтуна тоже появился свой сюжет/ - Да, мы работали вместе. Ставили ороткую и произвольную программы.. Но это совсем другой ключ, другой подход. Короткая программа - это достаточно позитивный танец. Максиму очень нравится. - Начинается с того, что он ловит такси и его чуть ли не сбивает машина? - Никто не останавливается перед ним. А проезжающая машина его просто обрызгала из лужи. И он катается в свое настроение. Он путешественник, он человек, который едет автостопом, чтобы открыть для себя новые ощущения. Незатейливый сюжет, никакого драматизма. Максим на кураже исполняет эту короткую программу. - Благодаря вам идет постепенное развитие, углубление сюжета в фигурном катании. - Я, конечно, стремлюсь к этой истории. Практически каждую программу вспоминают. Для многих программа Юли Липницкой «Список Шиндлера» все равно является ее лицом. Если говорят о Липницкой, то вспоминают девочку в красном платье. Это главная задача хореографа – найти те несколько крючочков, которые зацепят зрителя. Потому что все остальное – это дорожки шагов, прыжковая часть, вращения – их надо просто качественно исполнять. - Мы Юлю еще толком не видели в этом сезоне. Вы что-то ей ставили? - С Липницкой после Олимпиады я больше не работал. - А вчерашняя показательная программа Жени Медведевой тоже ваша работа? - Нет, это ей делал Даниил Глейхенгауз. Ни с одним из показательных танцев Жени я не работал.

Илья Авербух: Если говорят о Липницкой, то вспоминают девочку в красном платье
© Комсомольская правда