Войти в почту

Как помогать коллегам без ущерба для себя

Elizabeth Garone BBC Capital Вы, именно вы, и только вы решаете все проблемы в офисе, но, помогая коллегам, не успеваете сделать собственную работу… Обозреватель BBC Capital дает советы, как изменить эту ситуацию. Вокруг вас всегда много людей. Вы приходите на работу первым, а уходите последним. Ваши коллеги часто обращаются к вам за помощью - и по личным, и по рабочим вопросам, и даже тогда, когда просто не успевают выполнить какое-либо задание. Чувствовать себя нужным - это прекрасно, однако день за днем ваша усталость и загруженность будут только возрастать. Профессиональный подход или предательство друга? Как угомонить навязчивого менеджера-всезнайку Привычки и ошибки, способные сломать вашу карьеру Как справиться с "токсичными людьми" и офисными тиранами Так как же снять с себя часть нагрузки и освободить время для того, чтобы заняться собственной работой? Эксперты поделились с BBC Capital рекомендациями о том, как справиться с ролью "палочки-выручалочки" независимо от того, являетесь ли вы молодым сотрудником или руководителем высшего звена. Научитесь говорить "нет" Лоррейн Тилбери, основатель фирмы HorsePower International, специализирующейся на вопросах личного и профессионального развития (долина Луары, Франция), советует очертить круг своей ответственности. По ее словам, очень важно научиться говорить "нет", если вас просят сделать то, что не относится к вашим рабочим обязанностям. "Если для поддержания чувства самоуважения вам непременно нужно ощущать себя нужным, вы будете бояться отказывать людям", - говорит она. Попробуйте попрактиковаться говорить "нет" в нерабочей, безопасной обстановке, например, в магазине. "Спросите о товаре, который не можете найти, или попросите примерить какую-нибудь вещь, а потом откажитесь от того, что вам предложит продавец, - говорит Тилбери. - Уйдите из магазина, ничего не купив". Помните, что извиняться не обязательно Также стоит научиться говорить "нет" с улыбкой. Тилбери предлагает сказать что-то наподобие: "У меня правда нет времени разговаривать с вами сейчас и работать над заданием, с которым у вас возникли затруднения. Мне нужно сконцентрироваться на собственной работе (проекте или задании)". И помните, что извиняться не обязательно. "Если ваши коллеги привыкли к тому, что вы всегда готовы помочь, вам нужно вести себя последовательно: вежливо, но твердо отказать не один раз", - говорит Тилбери. Что им делать, пока вас нет Кэти Денис, старший руководитель программ организации Project:Time Off (Вашингтон, округ Колумбия, США) советует изменить образ мыслей, немного отдохнув от работы. Проще всего думать, что работа в компании остановится, если вы уйдете в отпуск. Но если вы хотите перераспределить нагрузку и обрести независимость от коллег, засыпающих вас своими просьбами, это не ваш вариант. По словам Денис, отпуск поможет вам посмотреть на ситуацию по-новому, а вашим коллегам - стать более ответственными. Чтобы все прошло легко и просто, нужно подготовиться заранее. Денис говорит, что чем раньше вы начнете планировать отпуск, тем лучше. "Создайте коллегам все условия для того, чтобы справиться с работой в ваше отсутствие. Они должны знать, когда вы уезжаете, как долго вас не будет, и что им нужно делать, пока вас нет". Часы приема и делегирование По словам Мартина Килдаффа, профессора в области организационного поведения в Школе менеджмента при Университетском колледже Лондона, исследования показывают, что люди, к которым коллеги часто приходят за советом, более эффективно выполняют свою работу и имеют более успешную карьеру. Поэтому быть надеждой и опорой коллектива может быть полезно для вашей карьеры. Но когда ситуация выходит из-под контроля, лучше предпринять определенные меры, чтобы ее наладить и не чувствовать себя перегруженным чужими личными проблемами. Излишняя готовность отвлекаться от работы на решение чьих-то личных вопросов может плохо сказаться на результатах вашей собственной деятельности "Излишняя готовность отвлекаться от работы на долгое время для решения чьих-то личных вопросов может плохо сказаться на результатах вашей собственной деятельности", - говорит Килдафф. Поэтому вам следует четко определить, сколько времени вы можете посвятить подобным разговорам. "Можно даже выделить специальные часы приема для решения этих вопросов", - говорит он. Кроме того, часть обязанностей по решению проблем можно передать одному или двум коллегам. "Так вы сможете продемонстрировать свое умение делегировать функции и управлять людьми и в то же время сохраните свое влияние в коллективе". Развивайте способности других Марк Кеннеди, доцент в области стратегии и организационного поведения (бизнес-школа Имперского колледжа Лондона) считает, что любой руководитель должен уметь решать проблемы. Тем не менее руководители высшего уровня редко занимаются этим лично, предпочитая развивать потенциал своих подчиненных. "Решать текущие проблемы самому легче, но если вы будете продолжать это делать, поднимаясь по карьерной лестнице, эта ноша вас просто раздавит", - говорит он. "Эффективные управленцы - те, кто хорошо делает свою работу и довольны ей - учатся решать проблемы опосредованно, развивая способности тех, кто будет отвечать за решение проблем". "Еще лучше, если они подготовят тех, кто сможет давать консультации в области решения проблем и учить других давать такие же консультации". Постарайтесь не поддаваться искушению получить мимолетное удовлетворение от самостоятельного решения проблемы Но как реализовать это на практике? "Постарайтесь не поддаваться искушению получить мимолетное удовлетворение от самостоятельного решения проблемы", - советует Кеннеди. "Задумайтесь, кто, на ваш взгляд, способен сам решить проблему. Будьте рядом с ним до возникновения проблемы, во время ее решения и после него". "Успешно развивать потенциал других и расширять их полномочия можно только в том случае, если вам удалось наладить гармоничные, а не просто деловые отношения". Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Capital.

Как помогать коллегам без ущерба для себя
© BBCRussian.com