Ещё

Эволюция Микки Мауса 

Наталья Попова
"…Все началось с мышонка", любил говаривать Дисней, но на самом деле все началось с кролика. В 1927 году Дисней с соавтором Абом Айверксом придумал для Universal везучего кролика Освальда, однако, как это часто бывает, большая компания решила оставить не у дел начинающих иллюстраторов. В результате Дисней и Айверкс потеряли авторские права на персонаж. Новый герой также создавался в соавторстве. Сначала мышонок звался Мортимером, имя «Микки Маус» придумала позже супруга Диснея.
Появление нарисованной мыши на экране произошло чуть раньше официально признанной даты, в немом мультфильме «Безумный аэроплан» (Plane Crazy, 1928). Лента была создана под впечатлением от первого перелета Чарлза Линдберга через Атлантический океан, но большого успеха у зрителей не имела. Таким образом, 18 ноября — дата премьеры «Пароходика Вилли» — условный день рождения Микки.
До 1947 года Микки озвучивал сам Уолт Дисней. В 1932 году мультипликатор получил свой первый почетный «Оскар» за создание этого персонажа. Кстати, Disney Company до сих пор сохраняет за собой авторские права на мультфильм, хотя срок их действия должен был закончиться в 2003 году. Студия успешно пролоббировала продление прав в Конгрессе США и «Пароходик Вилли» должен перейти в общественное достояние лишь в 2023 году.
Образ персонажа менялся с течением времени, так в 1929 году (в мультфильме «The Opry House») у него появились белые перчатки, а со временем изменилось и «лицо». Таким, каким мы его знаем сейчас, Микки предстает в «Фантазии» — очередном мульт-эксперименте Диснея, соединившем анимацию и музыку, исполняемую Филадельфийским оркестром под руководством Леопольда Стоковского. Микки к тому времени немного растерял популярность, пик которой пришелся на 30-е годы. И хотя в прокате он имел довольно средний успех, впоследствии был удостоен двух премий «Оскар», а с 1990 года был включен в Национальный реестр фильмов, куда попадают ленты, представляющие исключительное культурное или историческое значение.
Кстати, к юбилею Микки Мауса студия подготовила свой подарок — герой вернется не экраны в короткометражке «Конь-огонь», которую озвучивал сам Дисней. В российских кинотеатрах мультфильм будут показывать зимой перед лентой «Холодное сердце».
Фильмография Микки Мауса насчитывает почти две сотни мультфильмов, причем большинство из них вышли в 20-30-е годы. К середине ХХ века Микки стал одним из самых известных персонажей. На историях и фильмах о нем выросло не одно поколение. Не смогли пройти мимо и художники второй половины ХХ века, так Микки стал объектом постмодернистского искусства.
В 1961 году Рой Лихтенштейн представил свою первую картину на основе комиксов — «Смотри, Микки» (Look Mickey). «Микки Маус — это больше, чем просто символ, это американская икона, бренд анти-арта», — говорил сам художник в интервью журналу Энди Уорхола Interview. Микки Маус и Дональд Дак «воплощают собой буквально все», уверял Лихтенштейн.
И, конечно, сам «отец поп-арта» Уорхол не мог не отдать дань уважения Микки. В 1981-1982 годах Энди создал серию работ под общим названием «Мифы», куда вошли 10 образов, прочно засевших в сознании американца, родившегося и жившего в ХХ веке. В десятку вошли «портреты» Микки, Супермена, Санты, Дядюшки Сэма, Дракулы и самого художника. Работы выполнены в любимой технике Уорхола — шелкография на бумаге — и покрыты алмазной пылью (побочный продукт производства бриллиантов). В 2011 году один из таких портретов Микки был продан Christie`s за более чем 69 тысяч долларов.
Продолжают дело великих и наши современники: омский художник Дамир Муратов известен, в том числе, работой «Mickey Mao» (Микки Мао), изображающей великого кормчего с ушами известной всем мыши.
Если Лихтенштейн и Уорхол возводят диснеевского мышонка в статус поп-иконы и культурного символа, то на одной из самых известных работ «безымянного» провокатора Бэнкси «Напалм» (Napalm, 2004) Микки Маус — в виде изображения ростовой куклы — воплощает абсолютно противоположный смысл.
Трое персонажей работы — Микки Маус и Рональд Макдональд, держащие за руки плачущую обнаженную девочку. Этот образ Бэнкси заимствовал из знаменитой фотографии Ника Ута, изображающей вьетнамскую девочку, убегающую от взорвавшегося напалма.
История этой фотографии в начале 1970-х облетела весь мир. Военные ошибочно сбросили снаряды с напалмом на мирных жителей, героиня снимка 9-летняя Ким Фук, спасаясь от бомбежки, на бегу срывала с себя горящую одежду, этот момент и снял Ник Ут. Девочка выжила, фотограф помог ей добраться до ближайшего госпиталя.
Все работы художника отличает сатира на современное общество, так и эта работа — критика общества потребления. Микки и Рональд здесь предстают, как олицетворение потребительской алчности и самообмана людей, охотно закрывающих глаза на более серьезные проблемы.
Футболки и толстовки с принтами «из жизни Микки» уже давно можно купить не только в сувенирных магазинах Диснейленда, но и в дорогих бутиках, например, в том же Dolce&Gabbana. Впрочем, с точки зрения моды интереснее использование этого легко угадываемого образа в более оригинальных моделях.
Например, вот этот головной убор в стиле Микки, представленный весной этого года на неделе моды в Лондоне известным шляпником Филипом Трейси. Дизайнер, работающий с домами Chanel и Givenchy, Александром Маккуином и Карлом Лагерфельдом, и многими другими, известен своим оригинальным подходом к головным уборам. Но если подобные головные уборы Трейси уместны скорее на подиуме, то ажурные шляпки французского бренда Maison Michel — на красных дорожках. Пару лет назад этот модный тренд буквально наводнил «кружевными Микки Маусами» светские тусовки и рауты.
В 2010 году на неделе моды в Милане креативный директор итальянского бренда Iceberg Паоло Джерани представил коллекцию, вдохновленную образом Микки — во многих моделях легко угадывались контуры знаменитых ушей, будь то бюстье или рукава-фонарики.
Американец Джереми Скотт известен своей любовью к поп-культуре. В его коллекции есть платья и свитшоты с принтами из популярных мультфильмов и, конечно, с Микки. Физиономию персонажа он помещал на кроссовках, одевал моделей в красные шорты с подтяжками и накидки, полностью сделанные из белых перчаток. Впрочем, в истории моды дизайнер, кажется, останется благодаря придуманным им в 2010 году солнечным очкам «Микки» (JSMickey).
Мимо этой модели не смогли пройти ни модники, ни звезды. Например, Леди Гага в клипе на песню Paparazzi и Бейонсе в совместном с Гагой видео Telephone.
Сейчас почти каждый житель планеты с легкостью узнает Микки по одному очертанию ушей, настолько прочно его образ засел в подсознании. Возможно, виной тому «феномен скрытого Микки» — силуэт из трех окружностей можно разглядеть почти во всех известных мультфильмах студии: на дереве за спиной Белоснежки, в мыльных пузырях, летающих по комнате, где Золушка моет полы, и в пятнах далматинцев. Так что, внимательнее смотрите по сторонам, может быть, Микки где-то рядом.
Комментарии  Ещё 8 источников 
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео