Профессор Азалия Блинова - о том, как обманывают на курсах по грамотности речи

"250 тысяч рублей за полгода - и я научу вас говорить красиво". Владелица салона красоты Кристина на предложение распиаренного в Сети педагога по культуре речи согласилась не раздумывая. Она давно поняла, что в ее бизнесе правильная речь помогает зарабатывать деньги не меньше, чем публикация фото клиентов "до" и "после".

Профессор Азалия Блинова - о том, как обманывают на курсах по грамотности речи
© Российская Газета

Афинянин Демосфен с детства картавил и заикался. С 7 лет начал работать над речью. У него было два учителя, своя оригинальная методика. И к 30 годам он стал одним из величайших ораторов в истории. Фото: ancientrome.ru

Впрочем, недели через две владелица салона начала догадываться, что курсы напоминают набор заданий по риторике из пятого класса. Самым интеллектуальным было чтение и пересказ эпизодов из Анны Карениной. Но окончательно добил Кристину ерундопель - детская игра в слова и ассоциации. После урока по ерундопелю владелица салона отчетливо поняла, что вряд ли заговорит даже за четверть миллиона.

Умение изъясняться грамотно - сегодня очень ходовой товар. Для многих предпринимателей, блогеров от этого во многом зависит успех бизнеса. Поэтому на уроках культуры речи ушлые педагоги могут зарабатывать миллионы, не сходя с дивана.

Но что значит говорить правильно? Как отличить настоящего педагога по культуре речи от фейкового? Об этом мы говорим с профессором Азалией Блиновой, заведующей кафедрой сценической речи Екатеринбургского театрального института.

Азалия Всеволодовна, а что для вас - говорить красиво?

Азалия Блинова: Помните фразу Базарова "Друг мой, Аркадий Николаич! Об одном прошу тебя: не говори красиво". Излишнее показное красноречие порой только вредит. Говорить мы должны прежде всего понятно, логично и литературно правильно.

А насчет красивостей... Думаю, Эллочке-людоедке с ее "Хо-хо! Парниша!" тоже казалось, что говорит она красиво. Вот только запас ее, как мы помним, состоял из 30 слов.

Чтобы речь была правильной, надо с детства много читать. Благо, есть у нас богатство, которое оставили нам писатели-классики. Читайте, пользуйтесь их словарным запасом, впитывайте самые лучшие образцы. Причем совершенно бесплатно. Читать тексты, которые откликаются у нас в душе, очень полезно, потому что тогда выразительность речи возникает органично, естественным путем.

Вот почему родители обязательно должны читать детям с раннего детства вслух. И стихи, и прозу, и русские сказки. И Чуковского, и Маршака. Ребенок с юных лет должен быть окружен чистой речью.

То есть если не читал и нет запаса, с помощью которого можешь излагать свои мысли, от курсов и за 250 тысяч пользы никакой?

Азалия Блинова: Ну почему, Анну Каренину, наконец, прочитают (улыбается. -Е.М). А вообще, думаю, это не специалисты-речевики такие задания рекомендуют. Возможно, кто-то из наших бывших студентов организовал курсы. Одна из моих учениц переехала в Москву, в театр она не попала и взялась преподавать, за час зарабатывает больше, чем я в вузе, в несколько раз. Спрашиваю, и кому ты там преподаешь? А в Москву, говорит, столько понаехало девчонок из провинции, которые хотят работать продавщицами в больших торговых центрах, а говор-то у них местный, просторечный, вот я с ними занимаюсь. Да, она по верхам прошла орфоэпию, дикцию, голос, но этого недостаточно, чтобы начать преподавать.

А как отличить хорошие курсы от плохих?

Азалия Блинова: Первым делом нужно выяснить, какое образование у преподавателя. Вдруг он самозванец или недоучившийся студент. Настоящее речевое образование дают на филологических факультетах и в театральных вузах. При этом, конечно, нужно прислушаться, как сам педагог говорит. Если вам его речь нравится, если отзывы о курсах хорошие, вероятно, стоит попробовать. Но легко и обмануться. Знаете, есть, например, одна уральская черта: когда хотят продемонстрировать культуру речи, некоторые начинают "рАзгАвАривать нарочито пА-мАсковки", то есть что есть мочи акают. И тут кто-то может подумать: "Ах, как красиво говорит".

Но это, как правило, подражание московскому просторечному говору, когда с аканьем явно переусердствуют. Хотя действительно именно московская, акающая речь считается литературно правильной. В ней сильная ударная гласная. А - это удивительная гласная. Все безударные в русском языке чуть-чуть меняются. Их почти не слышно. Речевое насыщение смыслом, эмоциями дают нам именно ударные гласные. Ведь интонационное богатство речи - это не просто желание сказать что-то чуть пониже, для придания весомости словам, или чуть-чуть повыше для выражения эмоций, - это естественная, данная нам Богом, природой способность передать и свое отношение, и свои желания собеседнику не столько с помощью конкретных слов, сколько благодаря интонации.

Вот, к примеру, ребенок упал, громко плачет, и я пытаюсь его успокоить: "Да ты мой м-ИИ-ленький, да ты что, уп-АА-л? Где у тебя бол-ИИ-т? Ой, н-ОО-жка. Ну-ка, дай-ка я на нее подУУю". И не важно, подую я или нет. Малышу уже от голоса, который передает мою заботу, становится чуть-чуть легче. Правильная выразительная речь - это своего рода многослойный, хорошо пропеченный пирог. Кроме интонации в ней важно и голосовое звучание, и тембральная окраска.

Избавляться от местного говора нужно - от уральского, южно-русского, от других? Или важнее, что ты говоришь, а не как?

Азалия Блинова: Это зависит от того, в какой сфере занят человек. Если ему необходимо много говорить, если от этого зависит успех дела, конечно, нужно задуматься и работать над своей речью.

Прибегая к курсам или может помочь наслушанность?

Азалия Блинова: Если нет возможности заниматься с педагогом, вполне можно справиться и самому. Необходимо больше слушать носителей правильной речи. Есть великолепные аудиоспектакли, которые читают актеры еще советской поры. Тем более что и слушать их - огромное наслаждение. Говорят они безупречно. Еще лучше попасть в языковую среду, где говорят без особенностей местного говора.

Эллочке-людоедке тоже казалось, что она хорошо изъясняется

К слову, раньше по говору почти безошибочно можно было узнать, откуда человек. А сейчас далеко не сразу отличишь, кто перед тобой - уралец, москвич или выходец из Петербурга. Мы стали больше общаться, и грани стираются?

Азалия Блинова: Люди стали более образованы. Больше внимания обращают на свою речь. Наше сознание расширилось. Да, раньше в транспорте, магазине говор был слышен ярче. Это бытовая речь. Сегодня наша речь все-таки стала ближе к литературной.

Азалия Всеволодовна, а от физиологических особенностей, которые мешают говорить, избавиться можно? Помните, например, великолепный фильм Тома Хупера "Король говорит", основанный на реальных событиях, о том, как справился с заиканием король Великобритании Георг VI. И даже стал великолепным оратором.

Азалия Блинова: Знаете, у меня есть студент, который недавно получил на речевом конкурсе театральных вузов страны первое место. Самое поразительное, что он заикается в жизни, а на сцене - никогда. Природа заикания сложна, чаще причина все-таки в психологических зажимах, которые идут еще из детства. Важно снять их. Мой студент очень умный и глубокий парень. На конкурсе ему нужно было раскрыть суть рассказа Чехова "Студент". Но не просто пересказать содержание, а понять, для чего, почему это Чехов написал. Рассказ о вере, страданиях Христа. Чехов, когда его писал, сам разбирался в себе, в том, насколько его вера сильна, какие его сомнения берут. И в этом парне, моем студенте, тоже есть вера в Бога, и тоже есть сомнения. Зажимы ушли, когда он захотел раскрыть Чехова и свое понимание этого рассказа. К слову, сейчас и в жизни он говорит все ровнее.

Конкретно

Как самому научиться говорить правильно?

1. Развивать речевой слух. Больше читать и слушать образцы правильной литературной речи. Например, аудиоспектакли по классическим произведениям в исполнении актеров еще советского времени. Или аудиокниги, тексты которых записывают хорошие чтецы. Чаще посещать театр.

2. Устраивать себе "уроки подражания" хорошей речи. Слушать, как, например, читает стихи известный актер, а затем пытаться самому прочесть так же. И так до тех пор, пока не получится.

3. Не зажимать нижнюю челюсть. Расслабиться на мышечном уровне. Выпрямить спину, чтобы потоки воздуха при дыхании проходили свободно, чтобы ничего не мешало говорить.

4. Четко проговаривать ударную гласную. Не смазывать окончания глаголов.

5. Незачем говорить четко по написанному. У устной речи - свои законы. Поэтому - читай пункт 1.

Кстати

"Не говори красиво": первоисточник

Это выражение из романа И. С. Тургенева "Отцы и дети", гл. 21: "Посмотри,- сказал вдруг Аркадий,- сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с движением бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое - сходно с самым веселым и живым". - "О друг мой, Аркадий Николаич! - воскликнул Базаров.- Об одном прошу тебя: не говори красиво". Фразой Базарова характеризуется излишнее красноречие там, где требуется простота и логическая трезвость суждения.