Войти в почту

Ко дню рождения Зинаиды Троицкой: 110 лет первой в мире женщине-машинисту паровоза

Советский Союз был страной, где многое происходило впервые в мире. Так, в СССР появилась первая на планете женщина-машинист паровоза. Звали ее Зинаида Петровна Троицкая, и 8 марта 2023 года исполняется 110 лет со дня ее рождения.

Ко дню рождения Зинаиды Троицкой: 110 лет первой в мире женщине-машинисту паровоза
© Слово и Дело

Путь в кабину машиниста

Зинаида Троицкая родилась практически на месте будущей работы. Ее отец работал слесарем локомотивного депо Москва-Сортировочная, а мать трудилась там же табельщицей. Детство она провела под стук колес и паровозные гудки. Правда, эти гудки навевали будущей первой женщине-машинисту мысли о кораблях и дальних плаваньях. Но впоследствии она все-таки решила связать свою жизнь с железной дорогой. После окончания школы Зинаида по совету отца поступила в фабрично-заводское училище, где начала овладевать профессией слесаря по ремонту паровозов. Уже тогда Троицкая столкнулась с тем, что декларированное в СССР равенство полов вовсе не означает, что женщину будут рады видеть на тех позициях, которые считались исключительно мужскими. В группе, куда ее взяли с большой неохотой, она оказалась единственной девушкой среди 12 молодых парней. Однако это не помешало ей овладеть всеми тонкостями слесарного дела. В качестве выпускного экзамена она изготовила французский ключ, за что получила заслуженный высший балл. В 1930 году, закончив ФЗУ, Зинаида Троицкая попала по распределению слесарем в родное депо Москва-Сортировочная. Но останавливаться на достигнутом не стала. Решила, что будет водить паровозы и вскоре с большим трудом пробилась на курсы подготовки помощников машиниста. Учиться приходилось после смены в мастерских, но девушка не отступила и единственной со всего курса сдала все выпускные экзамены на отлично. Тем не менее, несмотря на выдающиеся результаты в учебе, устроиться на работу по специальности снова оказалось не просто. Поначалу машинисты отказывались брать ее в свою бригаду. Но в какой-то момент Зинаиде повезло. С ней согласился работать опытный железнодорожник Андрей Степанович Ермолаев, который не только начал обучать девушку тонкостям профессии, но и помог ей поступить на курсы машинистов. Восьмого марта 1935 года, в день своего рождения Троицкая успешно сдала экзамен и стала первой в мире женщиной-машинистом паровоза.

От машиниста до генерала

Первым паровозом Троицкой стал маневровый локомотив ЧН-394. Оборудованный паровой машиной системы «компаунд», он был более сложным в обслуживании и управлении. Но Зинаида Троицкая вместе со своей бригадой перебрали весь паровоз буквально по винтику. Они тщательно изучили и привели в порядок все механизмы, разобрались в тонкостях управления, и начали показывать на своем паровозе результаты, превышающие расчетные возможности. Вскоре начальство заметило успехи девушки, и ей доверили магистральный пассажирский паровоз З-104. Применив на нем тот же подход к делу, Зинаида Троицкая регулярно перевыполняла план, и при этом ее локомотив всегда находился в образцовом порядке. Благодаря ответственному и внимательному отношению к машине ее бригада добилась увеличения межпромывочного пробега до 22416 километров, что было выдающимся достижением. В 1936 году в Кремле Зинаиду Петровну торжественно наградили орденом Ленина. Троицкая стала машинистом первого класса. Без отрыва от производства она окончила вуз, получив диплом инженера-механика. В 1937 году ее назначили заместителем начальника депо, а в конце 1938 года она возглавила Московскую Окружную железную дорогу. В свои 25 лет Зинаида Троицкая стала начальником магистрали в звании генерал-директор тяги. Параллельно шла общественная работа. Зинаида Троицкая выступила с лозунгом «Женщина — на паровоз». В статье с таким названием, вышедшей в газете «Гудок», она призвала советских женщин осваивать профессии машиниста и помощника машиниста. И поскольку к тому времени Троицкая была уже известной в СССР личностью, ее призыв был услышан. Вскоре на бывших ранее исключительно мужскими должностях трудились около 300 000 женщин. В 1941 году МОЖД превратилась в прифронтовую магистраль, от надежности работы которой зависели своевременный подвоз боеприпасов, переброска войск и так далее. Несмотря на поздний срок беременности, Троицкая лично объезжала слабые места дороги, а в критический момент обороны Москвы сама встала за управление паровозом, который должен был отвезти на передовую подкрепления и забрать раненых. В 1944 году Зинаиду Троицкую назначили заместителем начальника Московского метрополитена, в котором она проработала до самого выхода на пенсию в 1974 году. Она внесла значительный вклад в развитие московской подземки и стала одним из ключевых участников создания музея Московского метрополитена.

Век спустя

Какими бы инженерными и организаторскими талантами ни обладала Зинаида Троицкая, как бы много женщин ни откликнулись на ее призыв, но работа машиниста паровоза от этого легче не стала. В дальнейшем, по мере изменения ситуации в стране, эта профессия, как ряд других, попала в разряд производств, работ и должностей с вредными условиями труда, на которых ограничено участие женщин. Считается, что должность машиниста сопряжена с работой в условиях, угрожающих репродуктивному здоровью женщин и способных непредсказуемо влиять на здоровье будущих поколений. В условиях демографического кризиса такой подход вполне оправдан. Но технологии не стоят на месте, и за последние десятилетия условия труда на бывших исключительно мужскими профессиях изменились. В конце прошлого десятилетия начался всесторонний анализ перечня тяжелых работ. С первого января 2021 года вступил в силу приказ Министерства труда РФ, в котором вместо 456 профессий, запрещенных для женщин, осталось только 100. В частности россиянки получили возможность работать водителями большегрузной и сельскохозяйственной техники, верхолазами, матросами, боцманами и шкиперами, а также — пойти по стопам Зинаиды Троицкой. И они не замедлили это сделать. За два дня до 110-летнего юбилея первой женщины-машиниста, 6 марта 2023 года с вокзала Екатеринбурга отправился пассажирский поезд №115. Им управляла Оксана Соколова — первая в России женщина, которая получила допуск к управлению поездами дальнего следования. Примечательно, что Оксана Соколова, также как и Зинаида Троицкая, детство провела рядом с железной дорогой. И с детства же она мечтала оказаться в кабине машиниста. В 2020-м РЖД сделала эту мечту реальностью, открыв набор на курсы помощников машиниста. А в январе текущего года, сдав все экзамены, Соколова получила удостоверение машиниста электровоза. Удивительны биографии героев раннего Советского Союза. Удивительны и очень похожи. Тяжелое детство, учеба и упорный труд без скидок на пол, здоровье и прочие мелочи. Ранее журнал «Слово и Дело» рассказывал о другой советской женщине, ставшей первой в своем деле — легендарной трактористке Прасковье Ангелиной.