В России будет создана новая система образования. Как теперь будем учиться в вузах, колледжах и школах

Уже предельно ясно: в России будет создана новая система образования. Но продолжат ли вузы выпускать бакалавров? Станет ли легче поступить в магистратуру? Какой будет подготовка аспирантов?

В России будет создана новая система образования. Как теперь будем учиться в вузах, колледжах и школах
© Российская Газета

Напомним, разговоры о том, что Болонская система, основа которой - двухуровневая подготовка кадров "бакалавр-магистр", уже не подходит для современной российской экономики, шли весь прошедший год. И "точки", прозвучавшие в недавнем послании президента , стали, по сути, отправными.

Видео дня

В магистры - бесплатно

Итак, в российских университетах будут гибкие программы сроком от четырех до шести лет. Если профессия требует дополнительной подготовки или узкой специализации, должна быть возможность продолжить образование в магистратуре или ординатуре. Причем в магистратуру можно будет поступать после любого базового образования вне зависимости от срока обучения. Напомним: пока в магистры можно идти только после четырех лет бакалавриата.

Еще один важный момент: поступить в магистратуру можно будет на бюджет. Такая возможность сейчас тоже вроде есть, но мест очень мало.

- Появляется такое понятие, как специализированное или углубленное высшее образование, магистратура, ординатура, - комментирует министр науки и высшего образования . - Оно и сегодня есть, но с определенными ограничениями: выпускники бакалавриата могут поступать бесплатно в магистратуру, а выпускники специалитета почему-то нет. В новой системе все, кто получает базовое высшее образование, смогут поступать в магистратуру или ординатуру бесплатно.

О том, как работает пятилетний бакалавриат - одна из возможных форм получения высшего образования, "РГ" рассказал ректор Московского городского педагогического университета :

- В МГПУ уже несколько лет действует программа пятилетнего бакалавриата, там учится более 2000 студентов. Они осваивают два профиля: например, "начальная школа" и "иностранный язык". Очень важно, чтобы была возможность пойти в магистратуру после первого уровня образования. У нас много тех, кто приходит из непедагогических вузов на магистратуру по педагогике. Здесь двухлетняя магистратура очень полезна.

Диплом на месте

Нынешние студенты смогут продолжить и закончить образование по действующим программам. То есть переход к новой системе должен быть плавным - это особо отметил президент. А министр Фальков заверил, что уже полученные дипломы не придется пересматривать и согласовывать. Они по-прежнему будут котироваться - и в России, и за рубежом.

Это касается и полученных ученых степеней. Также в новой системе в отдельный уровень профессионального образования будет выделена аспирантура. В целом, по словам главы минобрнауки, изменения в работе преподавателей и студентов в связи с принятием новой системы высшего образования в России будут минимальны.

Как известно, в 2012 году аспирантура стала третьим уровнем высшего образования, что отвечало принципам Болонского процесса. Но с тех пор стали падать показатели эффективности аспирантуры.

Как рассказал директор Института образования , та реформа сильно критиковалась и, по сути, не была поддержана ни финансовыми, ни человеческими ресурсами для качественного исполнения.

"В итоге образовательные и научные организации изменили то, что могли и с тем качеством, которое было им доступно. С прошлого года мы формально стали возвращать часть процедур, которые существовали до 2012 года, - написал Терентьев в одном из Telegram-каналов. - Сейчас, видимо, будет уже формально зафиксирован возврат к модели, когда аспирантура выносится за рамки системы высшего образования и имеет отдельный статус системы подготовки научных и педагогических кадров для высшей школы".

История с географией

Поставлена задача: повысить качество школьных, вузовских учебных курсов по гуманитарным наукам. Прежде всего истории, обществознанию, литературе, географии, чтобы молодежь могла как можно больше узнать о России, ее великом прошлом, о нашей культуре и традициях.

Как отметил министр просвещения , такая работа уже ведется. Для школ утверждены федеральные основные общеобразовательные программы по шести предметам, в том числе по гуманитарным дисциплинам.

Нынешние студенты смогут продолжить и закончить образование по действующим программам. Переход к новой системе будет плавным

Все школы обязаны перейти на федеральные основные общеобразовательные программы с 1 сентября 2023 года. Для начальной школы утверждены программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В состав федеральных программ для основной и средней школы включены обязательные программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. До конца учебного года будут разработаны федеральные программы по другим предметам. Например, по информатике и физике, в том числе с учетом отечественных и мировых научных достижений.

Также президент говорил о том, что важно повышать общественную значимость учительского труда. Напомним: в этом году увеличено количество премий лучшим учителям страны - их стало 1250, а сумма премии составляет 200 тысяч рублей.

Миллион за пять лет

Президент поручил в течение пяти лет подготовить порядка миллиона рабочих кадров и расширить федеральный проект "Профессионалитет", чтобы обеспечить суверенитет и конкурентоспособность страны.

Кадры остро нужны для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других ключевых отраслей.

Поставлена задача повысить качество школьных, вузовских учебных курсов по гуманитарным наукам, прежде всего по истории, обществознанию, литературе, географии

Глава государства обратил внимание, что за последние годы в обществе ощутимо вырос престиж среднего профессионального образования и увеличился спрос на выпускников техникумов и колледжей среди работодателей.

Действительно, число студентов колледжей за год выросло на 6,7% и составило более 3,5 млн, а с запуском федерального проекта "Профессионалитет" произошла настоящая перезагрузка системы среднего профобразования. В 2022 году создан 71 образовательно-производственный центр в 42 регионах. А с 1 сентября 2022 года в колледжах - участниках проекта проходят обучение 150 тыс. молодых людей.

Уже полученный диплом бакалавра будет приравнен к диплому о полном высшем образовании. Фото: РИА Новости

- В 2023 году в проект добавились новые отрасли: радиоэлектроника, информационные технологии, топливно-энергетический комплекс, строительная отрасль, транспортная отрасль, электротехническая промышленность, лесная промышленность и горнодобывающая промышленность, - уточнил министр просвещения Сергей Кравцов. - Будет создано еще 70 образовательно-производственных кластеров, и количество участников проекта составит 350 тыс. студентов. Мы будем активно развивать это направление, тем более что интерес к проекту среди школьников только растет.

200 тысяч рублей размер каждой премии для лучших учителей страны в 2023 году

Федеральный проект "Профессионалитет" включен в число стратегических инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года. Его цель - создание в системе СПО принципиально новой модели подготовки квалифицированных кадров в соответствии с актуальными потребностями реального сектора экономики.

Комментарии

, помощник президента РФ:

- Дипломы выпускников высших учебных заведений со степенью бакалавра будут приравнены к дипломам о полном высшем образовании. Это специалисты, которые получили высшее образование. Кроме того, у нас сохраняется многоуровневость. Это классификация , и она никуда не делась. Есть люди, которые планируют работать за границей, занимать какие-то должности, где требуется диплом бакалавра, диплом магистра или то, что называется, PhD. И у нас есть определенные соответствия, есть международные договоры, которые устанавливают эти соответствия со многими странами. Перечнем уровней образования ООН руководствуются в том числе организации в странах ЕврАзЭС.

, руководитель Фонда "Талант и успех":

- С развитием экономики, науки и технологий границы между бакалавриатом и специалитетом постепенно стираются, а требования рынка труда растут. Сегодня нам нужны выпускники с качественными фундаментальными знаниями, навыками поиска решений и разработок на стыке дисциплин и опытом практической работы. А программы с консервативным, застоявшимся содержанием и жесткими сроками подготовки не позволяют учитывать специфику отдельных отраслей и новых направлений экономики. Поэтому предложенная система высшего образования поспособствует тому, чтобы выпускник вуза стал самодостаточным специалистом, готовым к работе по выбранному направлению. Напомню, в советское время тоже были и пяти-, и четырехлетние программы. Речь скорее идет о том, чтобы сделать систему российского высшего образования более гибкой, эффективной, отвечающей требованиям времени. Исходя из этого, срок подготовки даже в рамках одного направления может варьироваться от четырех до шести лет в зависимости от профиля программы и запросов рынка труда. Как это может выглядеть на практике? Например, в Научно-технологическом университете "Сириус" есть так называемое "ядро" - научные центры, во главе которых - ученые с мировым именем, а в разработке образовательных программ принимают участие крупнейшие компании. Это позволяет быстро и качественно готовить специалистов с особыми исследовательскими компетенциями, учитывая специфику запросов высокотехнологичных компаний и научных центров.