Войти в почту

В дореволюционном Курске ученики вели себя так, как ведут себя сегодняшние школьники: читали на уроках посторонние книги, приносили в школу револьверы… И на второй год оставались частенько, и директору клички давали… Конечно, вопрос заголовка обращён в первую очередь к читателям старшего поколения, потому что деды младшего учились в советской школе, которую принято считать самой лучшей в мире. Вообще, появление таких эпитетов как «самый», всегда настораживает. Ведь есть и другой стереотип: царская Россия – отсталая страна с неграмотным населением. На самом деле, всему своё время, как учил премудрый Соломон. Советская система строилась не на пустом месте. Был довольно основательный фундамент. И в Год педагога и наставника, полагаем, не лишним будет вспомнить, в каких учебных заведениях учились наши деды и прадеды. Чудные ЦПШ Для начала освежим в памяти, что такое школы церковно-приходские, которые нередко становятся в разговорах обозначением степени образования «ниже плинтуса». По крайней мере, в советские времена фраза «да у него образование на уровне цэпэша» довольно часто употреблялась и была всем понятна. Нам бы поклониться в ножки этой системе, которая веками наставляла наших предков и готовила их к жизни. Но нет, некоторые историки лукавили и не учитывали выпускников ЦПШ и сами школы при составлении различных таблиц и схем, демонстрирующих статистику образования в царской России. Между тем именно ЦПШ стали началом в российском просвещении. Церковно-приходские школы, кстати, именовались по-разному, назывались они и священническими школами, и просто церковными школами, и школами для поселянских детей. Но суть была одна: дети в школах при храмах учились писать, читать, считать, изу-чали Священное Писание, церковное пение, историю. Считается, что первые ЦПШ были созданы при московском Чудовом монастыре в 1653 году. Обитель так названа в честь чуда, совершённого архангелом Михаилом в одном из городов Малой Азии, когда он отвёл в сторону воды горной реки, направленные язычниками на христианский храм. И в некотором смысле ЦПШ – это своего рода тоже чудо в жизни русского общества, и, скорее всего, они появились гораздо раньше середины XVII века, просто не осталось об этом свидетельств, ведь историки вынуждены ориентироваться на факты, подтверждённые документами того или иного рода. К 1915 году подавляющее большинство церковных приходов Курской епархии имело свои школы, и всего работало 937 ЦПШ. Более ранних цифр встречать не приходилось, но и имеющиеся, как видим, говорят о многом, ведь обучалось в церковно-приходских школах 51 453 ребёнка, причём 40 процентов из них – девочки. В статье «Церковно-приходские школы Курской губернии на рубеже XIX-XX столетий» («Краеведческие чтения», выпуск V-VI за 1990 год) подчёркивается: «Мы представляли себе ЦПШ в виде избы с десятком учащихся как «школу зубрёжки и муштры» под началом полуграмотного дьячка. Однако самая маленькая школа Курской губернии насчитывала 40 человек (Старооскольский уезд), а наиболее крупной – на 185 учащихся – была Павловская школа Обоянского уезда». И это оценка правильная, пусть немного и эмоциональная. Сегодня у нас в области много светских школ с куда меньшим числом учеников. Теперь немного о «дьячках». Из епархиального отчёта за 1915 год видно, что 60 процентов преподавателей имели специальное педагогическое образование и звание «учитель». Ещё 36,5 процента звания такого не имели, но зато окончили другие учебные заведения – не педагогического профиля. Всего только семь процентов педагогов были «дьячками», или, как говорили в советское время, служителями культа. Данные, ещё раз скажем, из официального отчёта. И даже если учесть, что все мы понимаем, как пишутся всякого рода официальные отчёты при всех системах власти, то согласитесь, всё равно и с поправкой, цифры красноречивые. Народные земские школы Разумеется, со временем появилось немало других учебных заведений, которые относились к разным ведомствам. Например, что касается начального образования, к 1914 году в России насчитывалось 123 745 начальных школ: 80 801 была за Министерством народного просвещения, 40 530 школ «числилось» за РПЦ, 2 414 школ относились к другим ведомствам. И качество преподавания, разумеется, было разным. В любом ведомстве можно найти недостатки. Старейший курский краевед и сам педагог Анатолий Наседкин в статье «Реформа образования – самая первая» сообщает, что он обнаружил любопытные подробности в труде «Краткий исторический очерк деятельности земства Курской губернии с 1866 по 1901 год». Вот некоторые примеры. «В селе Машкина-Белица Дмитриевского уезда в дореформенное время 15-20 крестьянских детей обучалось у местного дьякона. Обучение это велось по вечерам, а днём ученики работали у своего педагога». «В селе Троицком Фатежского уезда распространением просвещения занимался отставной солдат. Затем место солдата занял «указный пономарь». Всё занятие его состояло в том, что он задавал на дом «отсюда досюда» и надевал на головы учеников колпак с надписью «дурак». В этом историческом очерке говорится и о физических наказаниях: «Помимо жалкого положения школ с точки зрения педагогической, в них в самых широких размерах и повсеместно было распространено наказание розгами, лозою, битьё линейками и даже палками, не говоря уже о таких «лёгких» наказаниях, как стояние учеников голыми коленями на гречихе, драньё чубов». Понятно, что «Краткий исторический очерк деятельности земства Курской губернии с 1866 по 1901 год» был составлен с намерением высветить положительные стороны деятельности земцев на ниве просвещения, для чего и надо было оттенить достижения негативом предыдущего периода. Но и на самом деле с появлением в России выборных органов местного самоуправления (земские собрания, земские управы) многое, как мы уже и отмечали в ряде наших предыдущих публикаций, начало меняться в лучшую сторону. Напомним, что «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» царь Александр II подписал в 1864 году. Лицам всех сословий предоставлялось право участия в делах хозяйственного управления через выборных, так называемых «гласных», составляющих уездные и губернские земские собрания. Деятельности земств была разнообразной, но одним из главных направлений являлось народное образование. Земство взяло на себя постройку, и содержание начальных школ (народных училищ) и других учебных заведений, выделяло деньги на зарплату учителям. Финансирование было совместным, оно шло за счёт различных сельских обществ, волостей, земств и государства. Основными учебными предметами в начальной земской школе были: русский язык, арифметика, чистописание и Закон Божий. К 1895 году земские школы обзавелись библиотеками. К слову, в 1900 году учителя земских школ могли приобрести издания за половину стоимости. И показательно, что сельский учитель получал бесплатную квартиру и отопление. Так что сегодняшняя программа «Земский учитель», реализуемая в нашей области, когда педагогов привлекают на село денежными выплатами, имеет, как говорится, глубокие корни. В 1915 году губернское земство затратило на образование свыше 440 тысяч рублей. Средства в то время немалые. Жалование учителей тогда увеличилось на 20 процентов. Большинство из них получало по 240 рублей в год. С 1865 по 1900 год число земских школ выросло с 70 до 709, а в 1915 году их было почти 1600. Таким образом, народные училища стали самыми распространённым типом начального учебного заведения с конца 1870-х годов по 1917 год. Реальные училища Но жизнь требовала и технического образования. Его получали в реальных училищах. Цель таких определялась просто – распространение «технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний». Но начинали с отдельных классов. Первое упоминание о них встречается в статье краеведа Анатолия Танкова, опубликованной в «Курских Губернских Ведомостях» в 1897 году. И появились такие классы вначале при Курской гимназии. Преподавались практическая химия, практическая механика, рисование и черчение, технология. Реформы 60–70 годов XIX века ускорили развитие промышленности и торговли. Поэтому в 1872 году городская Дума направила просьбу в Министерство просвещения об открытии в Курске уже реального училища. И уже в 1873 году оно начало работу. Срок обучения – семь лет. В 1875 году в училище обучалось девяносто человек. Это были дети курских дворян, купцов и мещан. Педколлектив стремился к дисциплинированности. Применялся способ четвертных анализов поведения учащихся. То есть регулярно учитывались и анализировались проступки учеников за каждую четверть. Об этом рассказывает курский историк Анатолий Амоскин в статье, посвящённой курским реальным училищам. Например, 7 марта 1910 года помощник классного наставника третьего основного класса изложил на бумаге проступки учеников за третью четверть 1909-1910 учебного года. В этом документе говорится о «шалостях» сразу 23-х учеников. Семь замечаний были сделаны Подпрятову Константину, четыре – Головину Николаю. Николай между прочим 16 февраля 1910 года принёс в класс револьвер системы «Лефоше» и на уроке ботаники выстрелил холостым зарядом, напугав преподавателя и весь класс до смерти. Волобуеву Павлу записаны три замечания. Одно из них: «нагло соврал батюшке на уроке. Читал постороннюю книгу, а батюшке ответил, что хотел отыскать, какая обедня постом служится». Курское городское реальное училище готовило выпускников для работы в промышленности, торговле и коммерции, банках и сельском хозяйстве. И спрос на среднее реальное образование в Курской губернии был. В начале ХХ века открываются ещё шесть реальных училищ. Если же говорить о выпускниках реальных учебных заведений Курской губернии, то среди наиболее знаменитых мы узнаем известного советского поэта Николая Асеева, оригинального изобретателя Анатолия Уфимцева, полярного исследователя Николая Морозова (в его честь назван остров в проливе Карские Ворота). А также историка Владимира Перцева, революционера Иосифа Дубровинского (в Курске в честь него названа улица и, кстати, правильное ударение на «и»), Владимира Милютина, ставшего наркомом земледелия, Льва Брагинского, государственного и партийного работника СССР, курского художника Александра Валевахина, писателя Дмитрия Абельдяева… И ковры, и сапоги Но только ЦПШ, земскими и реальными училищами дело не ограничивалось. В целом спектр учебных заведений был довольно широк. Допустим, в Курске 1873 году была организована учительская школа с трёхлетним курсом обучения. Её воспитанники изучали не только Закон Божий, церковно-славянский и русский языки, но и математику, черчение, историю, географию, естествознание. Кроме того – педагогику, пение, рисование, чистописание, гимнастику, гигиену, огородничество, садоводство… Школа располагала также столярно-токарной, переплётной и слесарной мастерскими. К 1900 году её окончили 535 человек. А в Щиграх работала земская школа женского труда с ковровой и кроечной мастерской. Ещё около Щигров в деревне Сниткиной была открыта ремесленно-учебная мастерская. В школе преподавали столярное, слесарное и кузнечное ремесла. И что важно – земство выделило 7250 рублей на постройку общежития для 30 воспитанников. В Судже действовала школа ткачества. Курс обучения продолжался два года. Кроме школы ткачества была и земская учебная корзиночная мастерская. Пластика тогда, естественно, ещё не было и всякого рода корзины были в широком ходу. Но не только корзины учили плести и ковры ткать, преподавали и общеобразовательные предметы. Анатолий Наседкин в упомянутой выше статье «Реформа образования – самая первая» подробно сообщает о самых разных учебных заведениях. В частности, он рассказывает, как работали сапожные мастерские. В земских сапожных мастерских обучались ремеслу в процессе самого производства. Шили сапоги по принципу разделения труда: каждый сапог проходил через пятнадцать пар рук. При этом мастер получал до 1,5 рубля в день, а ученик начинал с 15 копеек… Сельскохозяйственной академии в Курске тогда ещё не было, но и для села специалистов уже готовили. Действовало шесть сельскохозяйственных школ. Например, Корочанская земская практическая школа садоводства (40 воспитанников), Обоянская школа садоводства (12 воспитанников), Кучеровское сельскохозяйственное училище «Кучеров Хутор»… Планы на будущее В Российской империи в начале ХХ века планировали перейти ко всеобщему обязательному обучению. Об этих планах говорили, например, в Санкт-Петербурге на Первом Всероссийском съезде по народному образованию, куда съехались учителя со всех краёв огромной страны. Обсуждалась данная тема и на других не менее масштабных мероприятиях. Даже год назывался, когда Россия намерена была приступить к конкретному осуществлению планов по переходу ко всеобщему обязательному образованию – 1918-й. Но воплощать в жизнь замечательную идею пришлось уже другой власти. И суть даже не в том – кто и когда – главное, что переход ко всеобщему обучению являлся требованием времени. АКЦЕНТ Среди земских заведений особой строгостью отличалась Курская мужская классическая гимназия. Вот фрагмент из воспоминаний профессора Иоасафа Чистякова, окончившего Курскую гимназию в 1888 году: «За оценкой успехов и поведения по четвертям года директор Даниил Жаворонков следил лично с крайней требовательностью к педагогам и переводы из класса в класс производил с большой строгостью. В результате полный курс гимназии оканчивали, не оставаясь в разных классах на второй год, лишь немногие счастливцы. Так, из учившихся со мною в 1879–80 годах в приготовительном классе из более чем 60 учеников без задержек окончили курс только двое: я и ещё один товарищ. В большинстве же случаев среди оканчивавших курс гимназии не оказывалось лиц, которые прошли бы её без задержек. Время выпускных экзаменов, так называемых испытаний зрелости, переживалось родителями оканчивавших учёбу учеников со страхом и трепетом: «Даст Давило (прозвище директора) аттестат сыну или нет?» Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников

Где учились наши деды?
© Курская правда