Войти в почту

«Алабуга»: зона особого образования

Как в крупнейшей в России особой экономической зоне «Алабуга» с 3 лет выращивают высокотехнологичных предпринимателей и специалистов наукоемких отраслей промышленности? За что 17-летнему студенту платят столичную зарплату? И может ли максимально прикладная и практико-ориентированная система подготовки кадров стать альтернативой традиционному?

«Алабуга»: зона особого образования
© Мир24

Елабуга-Алабуга

Первое, что бросается в глаза, когда прилетаешь в столицу Татарстана – это современный международный аэропорт, чем-то напоминающий копенгагенский, и очень хорошие дороги. 200 километров, соблюдая все правила дорожного движения, проезжаешь за пару часов. Ровно столько отделяет Казань от небольшого города Елабуга. Малой Родины известных на весь мир художника Ивана Шишкина и кавалериста-девицы Надежды Дуровой. Здесь установлен памятник Марине Цветаевой. Поэтесса была эвакуирована в Елабугу в августе 1941. Но когда посреди поля в окрестностях города замечаешь 18-этажный жилой массив, сразу понимаешь – есть что-то еще.

Вот уже 15 лет в список достопримечательностей этого места все гиды и местные включают одноименную особую экономическую зону «Алабуга» (по-русски «Елабуга», по-татарски «Алабуга»). Территорию в 4 тысячи гектаров, что можно сравнить с площадью Сан-Марино или Бермудскими островами, конечно, трудно не заметить. Это отдельный город, который даже на вертолете с трудом можно облететь за целый день. Только главные резиденты – «жители» этого города – отнюдь не карликовые, а крупные международные предприятия. 57 заводов, 33 из которых вышли на мировой уровень. В объекты инфраструктуры вложено более 25 млрд рублей государственных средств. Даже в сложной экономической ситуации резиденты здесь не только не снизили объем производства, а даже наоборот – ускорили рост!

СПРАВКА: Фактический объем инвестиций резидентов «Алабуги» – свыше 157 млрд рублей, создано более 9,5 тыс. рабочих мест, выручка резидентов за прошлый год составила 136 млрд рублей.

Алабуга хантинг

Вот наглядные примеры. На одной из фабрик в «Алабуге» работает крупнейшая стеклоплавильная печь в Европе. Местный завод удобрений обеспечивает треть отечественного рынка средств защиты растений. Деревообрабатывающее предприятие экономической зоны входит в пятерку лидеров отрасли в мире. В «Алабуге» делают отечественные автомобили представительского класса, углеродное волокно для корпусов самолетов, бетон, посуду, гигиенические средства, аккумуляторы, полимеры, стройматериалы. Это далеко не полный список.

Для того, чтобы спокойно работать в «Алабуге», есть все – свой газ, электричество, водоканал, таможенный терминал, железнодорожная и пожарная станции, даже взлетно-посадочная площадка на 8 вертолетов. Вот только одного всем здесь не хватает – высококвалифицированных кадров!

«Мы понимаем, что на сегодняшний день мы оказались в кадровой дыре, когда в промышленности в целом потребности в кадрах – это более трех миллионов. То есть более трех миллионов человек не достает на сегодняшний день на предприятиях разного профиля!» – говорит руководитель образовательного кластера особой экономической зоны «Алабуга» Эльвира Фомина.

Из-за острой нехватки людей на первых порах («Алабуга» существует с 2008 года) предприятия особой экономической зоны постоянно переманивали специалистов друг у друга. Один инженер успевал за сезон поработать на нескольких разных заводах. Такая здесь была «охота за головами»! Рано или поздно с этим нужно было что-то делать. Искать талантливых сотрудников не только по всей России, но и миру, конечно, не перестали, но взялись запустить свой образовательный кластер.

СПРАВКА: Образовательный центр «Алабуга Политех» сформирован на базе инженерного колледжа, основанного ОЭЗ «Алабуга» совместно с Елабужским политехническим колледжем. Учиться в нем могут выпускники 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ по таким направлениям, как промышленная автоматика, робототехника, электромонтаж, лабораторный химический анализ, микроэлектроника и другие. В этом году на 1 курс «Алабуга Политех» поступили 650 человек. В течение 4 лет планируют увеличить набор до 10 тыс. студентов в год.

Алабуга Политех

Студенты инженерного колледжа «Алабуга Политех» с 9 утра уже на учебе. Им всем в среднем от 17 до 19 лет. На этом сходство с ребятами из обычных училищ и техникумов, пожалуй, заканчивается. Ведь вместо гардеробщицы на входе их встречает система распознавания лиц и автоматическая система приема и выдачи вещей. Вместо аудиторий – лаборатории. Вместо часовых лекций – короткий инструктаж и практика. Внизу на фотографии пример такого вот неакадемичного академического часа. Попробуйте на этих кадрах отличить учащегося от преподавателя, которого здесь принято называть наставником. Кстати, весь педагогический состав формируется из сотрудников действующих предприятий экономической зоны, а деканы условных «факультетов» – это руководители профильных заводов или кластеров «Алабуги». То есть, как выразились бы сами студенты, «левых людей здесь нет».

Илья Абулханов занимается «Промышленной робототехникой». За несколько месяцев с нуля научился не только программировать и чинить роботов-манипуляторов, но и устроился младшим специалистом в отдел эксплуатации. Возвращаться в 10-11 классы даже и не думает.

«В конце обучения я получу сертификаты по программированию, ремонту и эксплуатации главных мировых производителей промышленных роботов. Помимо этого, так как у нас основное образование идет от Елабужского технического колледжа, то есть основное среднеспециальное образование я получу как слесарь, а дальше смогу свободным плаванием как рыба в воде развиваться там, где мне интересно», – говорит студент колледжа «Алабуга Политех» Илья Абулханов.

В 17 лет он уже сотрудник особой экономической зоны. Впрочем, как и большинство студентов. И получает не стипендию, а зарплату. Пока около 20 тысяч. По местным меркам это не много. Но расти есть куда и примеры – совсем рядом.

Буквально через стенку от аудитории, где программируют роботов, находится полноценный завод по производству деревянных поддонов.

Свой заводик в 19 лет

На полностью автоматизированном производстве подставок под грузы, а это без малого почти 8 тысяч квадратных метров, главные работники – роботы. Они и транспортируют пиломатериал, и сортируют его, и забивают гвозди. Все остальное – на человеке, а точнее на студентах! Здесь они трудятся и тут же обучаются, а руководит заводом четверокурсник Егор Усков.

«Нам нужно было проанализировать всех поставщиков такого оборудования, выбрать лучшего, посетить предприятия, где это уже стоит, проанализировать, как это оборудование работает, какие риски при монтаже и пуско-наладке. И все это проанализировав, мы выбрали определенный список, привезли, установили и сейчас запускаем. И когда мы смотрим на то, как это работает, у меня мурашки по коже!» – рассказывает студент колледжа «Алабуга Политех» Егор Усков.

Все производство сопровождают 3 человека. Сейчас один поддон собирается и транспортируется на склад в среднем за 15 минут. А будет в три раза быстрее – через 2 года этот пока еще опытный завод выйдет на мощность в 120 тысяч поддонов. Зарплата 19-летнего директора – больше 60 тысяч, и это тоже далеко не предел. Парень из простой семьи из города Елабуга планирует открыть собственный роботизированный завод после выпуска из колледжа.

ТехнологичныЕ предпринимателИ

Стать технологичным предпринимателем мечтает и Ленар Дехканов.

«Я езжу по объектам, работаю по допускам, и если есть какое-то повреждение, мы находим участок повреждения и повреждение исправляем», – рассказывает студент колледжа «Алабуга Политех» Ленар Дехканов.

Полная электропроводка в квартире или частном доме для Ленара – детский конструктор. В свои 17 он уже трудится в департаменте главного энергетика на участке низковольтных электросетей. В месяц его «минималка» – уже 40 тысяч рублей. И эту сумму запросто можно будет удвоить, как только он освоит распределительные щиты высокого напряжения. Они стоят здесь в колледже в одной из лабораторий. Такой полигон ничем не отличается от настоящей промышленной трансформаторной подстанции. В случае чего тоже ударит током – правда, не по-настоящему и исключительно в образовательных целях.

«Если я полезу к токоведущей части и, например, не отключу тележку, то сработает сигнализация и вот этот браслет у меня на руке начнет вибрировать!» – говорит студент колледжа «Алабуга Политех» Ленар Дехканов.

Благодаря работе с оборудованием, которое стоит на настоящих заводах, студенты колледжа с первых дней учебы привыкают отвечать за каждое принятое решение. Зато когда попадают на действующие предприятия, у них нет необходимости переучиваться. Такую практико-ориентированную часть образовательной программы от работодателя учащиеся проходят с утра и до 15:30.

Ангелина Дахова приехала сюда из Кабардино-Балкарии. Ведь ничего подобного в ее республике нет. К началу второго курса она не хуже химика-аналитика со стажем запросто может определить концентрацию опасных кислот в веществах или насытить кислородом сточные воды завода. Пока первокурсники все это делают вручную с пробирками, колбочками и шприцами, она давно уже работает с аналитическими приборами.

«Это автотитратор – устройство, позволяющее ускорить, автоматизировать, оптимизировать процесс анализа – его можно подключить к ноутбуку и запустить. На данный момент я могу пойти на любое высокого уровня химическое предприятие и работать там на ровне со взрослыми людьми, которые уже давно этому обучились», – рассказывает студентка колледжа «Алабуга Политех» Ангелина Дахова.

И это, поверьте, не юношеский максимализм. В этой же экономической зоне работает предприятие стратегической важности. Производит сырье для углеродного волокна, которым покрывают новейшие российские самолеты МС-21. Так вот, очистными сооружениями завода тоже заведует студент!

Через четверокурсника Романа Турсунбаева и его подчиненных в сутки проходит 380 кубометров сложных химических реагентов. Его задача пропустить весь этот объем через 6 ступеней очистки и вернуть в природу – еще чище, чем было до попадания на завод. Он запросто разбирается в принципе работы огромного количества датчиков и насосов и постоянно следит за показаниями на электронных табло. Это в том числе ошибки, которые нужно экстренно устранять. И так каждый день с 8 утра до 8 вечера. Дежурных слесарей, к примеру, ему периодически приходится контролировать и на выходных. Со своими школьными выпускными баллами он мог бы продолжить учебу в Казани – лучшем вузе республики, но выбрал «Алабугу».

«Очень много таких ребят, которые идут, условно говоря, в «Макдональдс» работать с высшим образованием после вуза, а здесь четкая перспектива и гарантии – мы подписывали договор – там написано: «Вы после этого имеете стаж работы три года». Нас после обучения уже устраивают на подготовленные для нас же ячейки», – говорит студент колледжа «Алабуга Политех» Роман Турсунбаев.

У первокурсников по профилю «лечебное дело и медицинская техника» тоже договор – с районной больницей и медучилищем. Там они стажируются и получают базовое образование. А в инженерном колледже «Алабуга Политех» – недостающую практику. Осваивают оборудование, которого нет даже в некоторых частных клиниках. КТ, МРТ или УЗИ-диагностика для этих 17-летних уже не просто термины из учебных пособий, а повседневная реальность.

С детсада

С первого курса будущим медикам здесь выдают программу третьего курса медицинского вуза. Но назвать их «будущими» сложно – ребята уже помогают осматривать воспитанников международного детского сада и школы. Они входят в один образовательный кластер с колледжем. Если коротко, то здесь очень похожий педагогический принцип. Дети (в основном сотрудников экономической зоны) первую половину учатся по альтернативной международной программе – полностью на английском языке. Например, блок «шахматы» здесь не факультатив, а обязательная учебная дисциплина для всех возрастов. Оценок нет, а чтобы успешно окончить полуторамесячный юнит, нужно защитить проект. После обеда ученики осваивают общеобразовательные дисциплины.

«Это ориентир на критическое мышление, на эмоциональный интеллект, на развитие технологического предпринимательства, на формирование компетентного человека, который будет конкурировать не только на локальной, но и на международной арене», – объясняет руководитель проектов по направлению командно-лидерские турниры Леонид Дьяконов.

Руководитель проектов, или проще завуч Леонид Дьяконов успел поработать и в обычных школах и в международном «Артеке». Без пяти минут кандидат педагогических наук объясняет, что в образовательном кластере «Алабуги» не стали идти против федерального стандарта, а просто совместили его с лучшими международными практиками. Руководители «Алабуга Политеха» признаются – их «дуальная» или сдвоенная образовательная система – вовсе не заново изобретенный велосипед. Практико-ориентированное обучение от работодателя активно внедрялось в Европе последние десятилетия – например, в Германии. Только там студенты начинают работать на предприятиях с 3-4 курса. В Алабуге решили не терять столько времени.

«Смотря на наших ребят, я завидую, если честно. Тому, что им дается такой шанс – и зарабатывать деньги, и получать опыт, который нужен на производстве – у меня такой возможности не было», – делится руководитель колледжа «Алабуга Политех» Эдуард Яушев.

Директор колледжа Эдуард Яушев – на одной волне со студентами – разъезжает по коридорам учебного заведения на скейте. И признается, что уже не в силах догнать многих из них. Ведь в его время такого образования не было. А в вуз многие шли только ради вуза, а не ради реальных навыков и умений. Так же обстояли дела и с профориентацией. Человек, который отучился несколько лет, практически перед получением диплома мог осознать, что все это время шел не туда.

Кадровое импортозамещение

После ухода из России некоторых компаний Алабуга потеряла лишь одного иностранного резидента. Но в управлении по привлечению инвестиций новых сюрпризов решили не дожидаться. Сами взяли курс на импортозамещение. В первую очередь в кадрах.

«Это вообще вопрос национальной безопасности – мы импортируем на 22 трлн рублей, то есть мы зависимы от каких-то товаров на общую сумму в 22 трлн рублей. Почему мы не создаем эти производства самостоятельно здесь?! Мы можем это делать! Но нам нужны люди для этого», – говорит начальник отдела маркетинга и PR особой экономической зоны «Алабуга» Дания Уталиева.

Ей нет и 25, а она уже глава подразделения. Выпускница регионально вуза из Астрахани доросла до руководителя за 2 года. И таких примеров очень много – ставку в «Алабуге» делают на молодых – в том числе управленцев. Для самых эффективных есть целая система поощрений. К примеру, любого успешного менеджера могут запросто поселить в отдельном бесплатном коттедже. В поселке, который специально построили для сотрудников экономической зоны. Отдельное жилье возводят и для рядовых сотрудников. К слову, к моделированию и проектированию того самого 18-этажного жилого массива тоже привлекали студентов инженерного колледжа.

И еще раз учиться

«Рабочий день» студента «Алабуги» не заканчивается и после 8 вечера. За общеобразовательным модулем идут командно-лидерские турниры. По игре в компьютерные стратегии, пейнтбол или хоккей на траве. За каждую дисциплину начисляют баллы, без которых не пройти на следующий курс, а значит – и профессиональный уровень.

Домой в «общагу», а точнее в хостел (за него в месяц платят символические 500 рублей) с отдельной кухней и ванной комнатой первокурсник Александр Жиренкин возвращается уже к 9-10 вечера. И сразу наливает себе кофе. Впереди у юного вэб-разработчика мультимедийных приложений несколько часов работы над собственным поисковиком. В свои 17 он уже стажер в службе стратегического развития особой экономической зоны.

«После окончания учебы в Алабуге мой труд и опыт будут стоить примерно 200 тысяч рублей. Но я хочу быть по-настоящему ценным. И здесь это ценят. Я хочу остаться здесь, потому что я хочу растить промышленность страны», – говорит студент колледжа «Алабуга Политех» Александр Жиренкин.

Как и многие студенты «Алабуги», по баллам он проходил в лучшие вузы страны, а выбрал колледж. Крупнейшей экономической зоны России. И с ней же мечтает связать свое будущее. Обучение одного студента за 4 года обходится инвесторам в 650 тысяч рублей (по 170 тысяч в год). Для сравнения, это в среднем в 2-3 раза дороже, чем в государственных колледжах. Но все эти инвестиции, здесь уверены, – не напрасны. Новое поколение высокотехнологичных специалистов само по себе не вырастет. И своим опытом в области кадрового импортозамещения Татарстан готов делиться с другими регионами. Первая в очереди Новгородская область.