Войти в почту

Аграрная неделя-2022: Приоритеты аграрного образования

– Андрей Викторович, вы чуть меньше года возглавили институт дополнительного профессионального образования аграрного университета в Новосибирске, как давно вы работаете в сфере сельского хозяйства?

Аграрная неделя-2022: Приоритеты аграрного образования
© Bfm.ru Новосибирск

– С января я вступил в должность директора института. До этого работал директором Томского сельскохозяйственного института – филиал Новосибирского ГАУ. Мне известны проблемы фермеров и агробизнеса в целом. В недавнем прошлом сам занимался выращиванием зерновых культур, был директором сельскохозяйственного предприятия.

Обеспечение эффективного сельскохозяйственного производства возможно при наличии управленческих кадров с новым экономическим мышлением, высоким уровнем профессионализма, общей культуры и правовой грамотности.

– В новом учебном году перед вами и вашей командой поставлены новые цели. Расскажите о них подробнее: на решение каких проблем они направлены?

– Новосибирский ГАУ является ведущим образовательным, научным и инновационным центром по подготовке высококвалифицированных кадров для отраслей АПК и уже более 35 лет активно развивает дополнительное профессиональное образование. Институт дополнительного профессионального образования проводит непрерывное обновление знаний и навыков товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, преподавателей и сотрудников образовательных и научных учреждений аграрного профиля.

Развивая направление дополнительного образования, мы выявили и сфокусировались на четырёх целевых аудиториях наших слушателей и под каждую целевую аудиторию актуализировали действующие и разрабатываем новые уникальные образовательные программы. Слыша интересы и запросы аудитории, ведём поиски и формируем пул компетентных экспертов-консультантов в своих областях.

Высокий запрос идёт на модули, связанные с цифровизацией сельского хозяйства и АПК в целом.

Для удобства пользователя сейчас работаем над совершенствованием интернет-витрины. Это позволит в один клик заместить ряд процедур и упростить взаимодействие.

фото предоставлено ФГБОУ ВО НГАУ

– Вы сказали, что целевых группы четыре? Можете их перечислить и рассказать про приоритеты специализированных учебных программ?

– Первая – это группа слушателей, обучаемая по заданию Министерства сельского хозяйства Новосибирской области, которое является «якорным заказчиком». Требования к тематикам формирует заказчик, а слушателями являются руководители и профильные специалисты агробизнеса, представители крестьянских (фермерских) хозяйств, рыбоводы, садоводы. Обучение проводиться за счёт средств Минсельхоза НСО.

Вторая группа – это коммерческая аудитория агробизнеса. Для этой аудитории важна не стоимость программы, а её качество. Представители данной группы слушателей готовы платить за участие в образовательной программе амбассадоров отрасли и account-менеджеров ведущих предприятий и организаций АПК. Наша задача – дать возможность получить специалистам узкие профессиональные навыки за короткий промежуток времени.

Также для данной аудитории агробизнеса мы проводим индивидуальные консультации по запросу. Данные консультации оказываем и за пределами нашей области.

Третья целевая аудитория – это наши преподаватели и студенты. Чтобы преподавать на современном уровне, нужно знать и понимать, что сегодня происходит в отрасли и куда идёт агробизнес. С этой целью проводим различные коллаборации с представителями агробизнеса не только нашего региона и страны, но и с участием представителей отрасли дружественных стран. Отправляем профессуру на стажировки в передовые хозяйства.

Одна из миссий университета – подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных кадров для АПК. Обучая по основной образовательной программе, даём возможность студенту параллельно получить рабочую профессию, дополнительную специальность, а также пройти короткие интенсивы с целью овладеть softskillsкомпетенциями: лидерство, работа в команде, проектное управление, креативность, психология и т.д.

Четвёртая целевая аудитория – это школьники общеобразовательных учреждений. По разработанной методике проводим профориентационные пробы с целью самоопределения школьника. Формируем группы по направлениям и ведём с ними дополнительные занятия, например: цифровая агрономия, садово-парковое и ландшафтное строительство, азбука пчеловодства и другие. Занятия проводим в смешанном формате с применением технологий онлайн и смарт обучения.

​​​​​​​фото предоставлено ФГБОУ ВО НГАУ

– Вы подробно рассказали про четыре целевые категории слушателей ваших курсов, но среди них нет фермеров. С чем это связано, и планируется ли какая-то учебная деятельность, направленная на решение их потребностей?

– Институт активно сотрудничает с АККОН. Ежегодно по заданию регионального Министерства сельского хозяйства формируем и реализуем актуальные образовательные программы для фермеров с учётом научных разработок запроса. Проводим обучающие интенсивы в рамках Федерального проекта «Начинающий фермер». Совместно с ППС университета и представителями лучших практик оказываем различные консультации по запросу фермеров.

Также хотим фермерам предложить консалтинговые услуги, позволяющие высвободить своё время от отчетности и направить его на организацию производства.

фото предоставлено ФГБОУ ВО НГАУ

– Планируется ли развитие других направлений обучения?

– Сейчас занимаемся пересборкой продуктовой линейки с приоритетом на профильные программы с учётом запросов реального сектора экономики в условиях цифровой трансформации по следующим основным направлениям:

– инновационные технологии производства, переработки и хранения продукции растениеводства; – современные технологии производства и переработки продукции животноводства; – обеспечения инновационных технологий в АПК; – инновационные технологии в молочном скотоводстве: селекционно-генетические, ветеринарно-санитарные, производственно-технологические, организационно-управленческие, экономические мероприятия.

Также сделан акцент на развитие сетевого взаимодействия и реализацию сетевых программ. В этом направлении организуем совместную работу с другими университетами, такими как наш НГУ, университет Иннополис, ТУСУР и другие. Ищем общие софты, и так модульно собираем программу, чтобы она была информативная, актуальная и востребованная.

Учебные программы разрабатываются в соответствии с заявленной тематикой и предусматривают изучение опыта развития передовых сельскохозяйственных организаций, перерабатывающих предприятий, заводов по производству машин и оборудования для обеспечения технологических процессов АПК, крестьянских (фермерских) хозяйств, научно-практических разработок СФНЦА РАН.

– Помимо того, что ваши преподаватели получают практические знания в полях, есть ли ещё какие-то актуальные источники знаний, которые вы используете в учебном процессе?

– Как правило, агробизнес шагает опережающими темпами развития, и здесь необходимо профессорско-преподавательскому составу университета также быть в ногу со временем. В этих целях в рамках проведения повышения квалификации направляем сотрудников на стажировки в ведущие предприятия АПК Новосибирской области, в другие регионы, а также развиваем сотрудничество с Республикой Беларусь, Киргизией, Казахстаном, Индией.

Проводим стратегические и форсайт-сессии с участием преподавателей, магистрантов и аспирантов, ну, и конечно, представителей агробизнеса.

– Участвуете ли вы в национальном проекте «Демография»?

– Второй год институт участвует в качестве исполнителя. Принцип участия следующий: у каждого университета есть специализация. Мы подали ряд программ, связанных с ветеринарией, агрономией, инженерией. Сначала было опасение выполнить доведённый лимит. Выполнили, и на сегодняшний день запросили ещё, особенно по категории 50+. Больше всех востребованы рабочие профессии: повар, калькулятор, машинист холодильных установок. По программам дополнительного профессионального образования – программам переподготовки: овощеводство и техносферная безопасность.

У команды института дополнительного профессионального образования под руководством Андрея Викторовича большие планы на ближайшие 5 лет: университетом готовится заявка на участие в проекте «Приоритет–2030», цель которого – повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий. Для участника программы – это возможность получения не только дополнительного финансирования, но и экспертная аудиторская помощь, в том числе в вопросе сканирования специалистов, а также проработка вектора дальнейшего развития учреждения.