Войти в почту

Конфликт исчерпан: тюменской школьнице-мусульманке разрешили ходить на учебу в платке

В конфликте вокруг истории со школьницей в хиджабе в Тюмени поставлена точка. В ситуацию пришлось вмешаться заместителю губернатора Тюменской области Алексею Райдеру, а семья ребенка отказалась от идеи обращаться в суд. Но опыт показывает, что это, скорее всего, не последний такой конфликт.

Конфликт исчерпан: тюменской школьнице-мусульманке разрешили ходить на учебу в платке
© BFM.RU

Стороны пришли к мирному соглашению. Директор школы объяснила решение не пускать девочку с платком на голове социальными различиями, которые рождаются из-за несоблюдения единой формы. Отец пятиклассницы сказал, что не знал, что о форме нужно как-то договариваться заранее. А замгубернатора заявил, что проблем в ношении платков (хиджабов) в Тюменской области нет. Сразу стоит оговориться, что под хиджабом разные люди понимают разное.

Кто-то называет так одежду, скрывающую женщину с ног до головы. С единственной прорезью для глаз. А кто-то — платок, закрывающий волосы и шею. В случае с пятиклассницей в Тюменской школе речь шла именно о последнем. И многим не понравилось то, что это в принципе называют хиджабом. Потому что дальше начинаются споры о том, является ли этот предмет гардероба религиозным. Когда речь о платке — так вроде ничего необычного. И православные девочки и женщины носят платки, но если сказать хиджаб — сразу возникают вопросы. И возникают они не в первый раз. Аналогичные конфликты с недопуском девочек на учебу в платках были в Татарстане, Ростове, Ставропольском крае, Мордовии и так далее.

И каждый раз одна сторона апеллирует к закону об образовании, в котором сказано, что оно у нас в России светское, а другая говорит о конституционном праве на свободу веры. И вроде и те и другие правы, но в итоге девочку не пустили в школу, что явно нарушило ее права, но и девочка формально нарушала правила школы — уставом такой внешний вид был не предусмотрен.

Четких требований к тому, как должны выглядеть школьники, в российских законах нет. Но и платок не запрещен, говорит преподаватель русского языка школы «Интеллектуал», сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий:

Всеволод Луховицкий преподаватель русского языка школы «Интеллектуал», сопредседатель профсоюза «Учитель» «Возможно, противники ношения хиджабов, может быть, ссылаются на опыт, например, Франции. Вот во Франции действительно запрещены в школах любые предметы, указывающие на религию. Но там запрещен, например, и крестик на шее. В России ничего подобного нет. По-моему, здесь нет никаких оснований для еще одного возбуждения каких-то дискуссий».

А к чему может привести такой радикализм (с обеих сторон), как во Франции, — мы все хорошо помним.

В России по закону об образовании вопрос формы находится в компетенции каждой конкретной школы. Но какую форму нужно носить и нужно ли, определяют управляющий совет школы и совет родителей. И при этом же типовые требования к школьной форме утверждают власти регионов. Исходя из принципа, что религиозная или атеистическая пропаганда среди детей недопустима. Сложно. Неидеально, но лучшего способа минимизировать подобные конфликты, увы, пока нет, и вряд ли он появится, считает директор одной из удмуртских школ, попросивший не называть его имени:

«Наша страна большая, мы все разные. Те нормы, которые действуют, например, у нас — в православной республике, они могут не действовать, например, или вызывать какие-то противоречия в той же Чеченской Республике, Дагестане, Татарстане, Башкортостане. Может? Да, может. Поэтому, наверное, в РФ достигнут разумный момент, когда это все взвешенно, здесь учитываются определенные особенности».

Некоторые другие собеседники Business FM, также согласившиеся пообщаться с редакцией анонимно, говорят о том, что если для какой-то семьи так важны религиозные принципы, в светском государстве они могут найти себе и образовательные учреждения религиозной направленности. И такие есть. Но разделение учеников на таких, таких и таких и разведение их по разным школам вряд ли сделает их культурно и ментально ближе друг к другу, и последствия тут тоже хорошо прогнозируемы.