Войти в почту

ООН: размер буферной зоны у коридора для вывоза зерна с территории Украины пока не определен

Обновлено в 14:36

ООН: размер буферной зоны у коридора для вывоза зерна с территории Украины пока не определен
© BFM.RU

Безопасную зону рядом с морским коридором для вывоза украинского зерна определит совместный координационный центр в ближайшие дни, заявили в ООН РИА Новости. Это может быть как 1 миля, так и 5 миль с каждой стороны. Пространство будет закрыто для чьих бы то ни было военных кораблей и самолетов.

Вывоз зерна будет происходить из портов Одесса, Южный и Черноморск. Как сообщил турецкий министр обороны Хулуси Акар, полного разминирования портов можно не проводить, достаточно безопасных коридоров для прохождения торговых кораблей. Движение судов до международных вод обеспечит Украина, а оттуда до Стамбула сухогрузы доведут иностранные экипажи. Подписан также отдельный меморандум о поставках российских зерна и удобрений.

Подписанные соглашения в эфире Business FM прокомментировала профессор Высшей школы экономики, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина:

Екатерина Энтина профессор Высшей школы экономики, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН «Подписание затянулось, скорее всего, потому, что мы с вами уже неоднократно обсуждали, все три стороны понимали, что реально продовольственной проблемы не существует. Разговоры о том, что из-за 20 млн тонн зерна, которые заблокированы на территории Украины, голодает вся Африка, безусловно, преувеличение. Это возможность всем трем сторонам максимизировать свою дипломатическую прибыль от этих переговоров, из всех трех сторон мы в самой меньшей степени изначально были заинтересованы в каком-либо затягивании, блокировке. Срыв всей этой процедуры исключать нельзя, серьезно на эту ситуацию влияет то, каким образом будут развиваться события по спецоперации России на Украине. Для России срывать ход поставки зерна абсолютно не значимо и не выгодно. Наверное, то же самое можно сказать про наших турецких партнеров, которым в первую очередь сейчас важно показать себя надежными брокерами, гарантами ситуации. Поэтому здесь все всецело будет зависеть от позиции Киева. Обсуждается, будет ли это использовано как точка провокации, как единственная большая серая зона. Скорее всего, по всем объективным причинам, по всем объективным обстоятельствам, если не возникнет что-то новое, продовольственная проблема закончится в повестке антироссийских объявлений, но возникнет какая-нибудь новая. Пока мы с вами будем смотреть и обсуждать».

Когда именно начнется реализация подписанного соглашения — пока не ясно, упоминается двухнедельный срок. Будут ли действовать заключенные накануне соглашения? Рассуждает доцент МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин:

Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «По поводу провокации, опасность такая сохраняется, и не факт, что все будет проходить мирно и гладко, как это предусмотрено в соглашениях, здесь должна быть добрая воля со стороны России и Украины, даже посредничество Турции и личное участие генерального секретаря Организации Объединенных Наций Гутерриша не являются гарантией того, что эти соглашения будут реализовываться так, как они задуманы. У каждой из сторон есть свои обязательства по этому соглашению, и только когда все стороны будут их добровольно безукоснительно соблюдать, тогда можно будет сказать, что этот механизм заработает. У этой сделки есть много практического смысла для всех сторон. Турция тоже не бесплатно участвует в этой сделке, потому что все зерно пойдет через Турцию. Есть санкции определенные в отношении российского продовольствия и удобрений, в комплексе в этой сделке и говорилось о том, что будет ослаблено санкционное ограничение, в принципе, наверное, здесь тоже Россия будет иметь определенные дивиденды. В целом, конечно, это такая позитивная сделка, вообще, ведь скажем откровенно, это первая сделка после 24 февраля, которая была заключена между Россией и Украиной, в данном случае с посредничеством Турции, больше никаких договоренностей у России нет. Мы видим, что есть возможности договариваться у сторон, несмотря на противоречия, несмотря на ход боевых действий, стороны могут находить общий язык и какие-то компромиссные решения тогда, когда это диктуется здравым смыслом».

Соглашение об экспорте зерна с территории Украины поможет стабилизировать цены на мировом продовольственном рынке, отметил Гутерриш. Евросоюз считает подписание соглашения по экспорту зерна шагом в верном направлении, сообщил (ссылка ведет на ресурс, заблокированный в РФ) глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Отличной новостью назвали подписание договоренностей в Вашингтоне.

Зарубежные СМИ сдержанно приветствовали продовольственную сделку. The Wall Street Journal отмечает долгожданность соглашения о вывозе зерна. Эта сделка — продукт нескольких месяцев дипломатии под руководством ООН и Турции. При этом газета подчеркивает, что ее выполнение явно осложнится морскими минами в Черном море.

Сам факт сделки — повод для сдержанного оптимизма, считает The Washington Post. Как минимум, сделка сдержит рост цен на продовольствие и снизит риск его дефицита в странах третьего мира.

Газета The New York Times уверена, что в любом случае кризис не будет решен незамедлительно, а рынки зерна не смогут сразу вернуться к нормальному состоянию. Но любое нарушение в реализации или разногласия могут быстро привести к эскалации и срыву сделки. На кону стоят минимум 20 млн тонн заблокированного зерна.

Поиск судов и экипажа, способных перевозить груз в условиях продолжающегося конфликта, а еще их страхование, как предполагает газета The Guardian, будет не самой простой задачей.

Bloomberg тоже считает, что остается много логистических препятствий, и неизвестно, насколько быстро будет развиваться экспорт. Сделка по зерновому коридору действительна в течение трех месяцев, при необходимости она может быть продлена, но остается вопрос, как будет на процесс влиять все еще продолжающаяся спецоперация.

Еще до подписания соглашений в Стамбуле мировые цены на зерно снизились. Так, на Чикагской бирже цены на пшеницу опускались до уровня, который был до спецоперации.