Войти в почту

Какой должна быть система образования: отвечают кубанские депутаты

27 июня в Госдуме пройдет первое заседание, на котором депутаты и эксперты в области образования обсудят, как будут готовиться кадры в России. Это связано с тем, что все российские вузы исключили из Болонской системы образования после того, как 185 ректоров университетов, в том числе и волгоградских, подписали письмо о поддержке спецоперации на Украине. Депутат Госдумы Светлана Бессараб считает, что в ближайшее время Россия не сможет отказаться от системы бакалавриата и магистратуры. «Несмотря на звучащие призывы полного отказа от Болонской системы, это процесс достаточно длительный. Минобрнауки уже сделало заявление о нецелесообразности одномоментного отказа, отметив, что в России миллионы граждан прошли обучение и получили дипломы бакалавров, эти специалисты должны иметь возможность продолжить обучение в случае, если пожелают это сделать», – прокомментировала депутат. Она предполагает, что российское образование станет более углубленным, с акцентом на инженерные специальности. «Сломать что-то очень просто, к сожалению, в нашей стране такие исторические разрушения «до основания» уже проводились. Сегодня важно, используя все прошлые успехи, создать обновленную систему образования, не разрушая в прах то, что уже наработано. Россия не должна отгораживаться от мира, в том числе в вопросах студенческого обмена. Рано или поздно межвузовские международные связи восстановятся, хотя, вполне возможно, уже в новых форматах», – считает Светлана Бессараб. Парламентарий подчеркивает, что нельзя допустить потерю наработанного опыта по обучению в России иностранных студентов. «Если мы создадим систему, кардинально отличающуюся от мировых систем обучения, страна потеряет это направление», – подытожила депутат Госдумы. Одним из основных вариантов системы называется советская модель образования. Как отмечает депутат законодательного собрания Краснодарского края Сергей Орленко, она имеет свои минусы, впрочем, как и современный вариант обучения. По его мнению, новая система должна учитывать особенности регионов. «Сила современной системы состоит в том, что студенты чувствуют относительную свободу в выборе специализации и могут ее менять в течение обучения. В современном турбулентном и быстро изменяющемся мире это архиважно, ведь сейчас ценность гибкого специалиста, который много всего попробовал и много где побывал, выше», – прокомментировал парламентарий. Сергей Орленко отмечает, что современную модель образования студенты ценят за то, что она принята в других странах и позволяет им путешествовать по обмену, получать степень бакалавра, магистра за рубежом. «Перед нами стоит задача сделать так, чтобы образование становилось как можно более практико-ориентированным. Сейчас в университетах создаются базовые кафедры компаний и предприятий, процесс обучения на которых реализуется совместно с компанией-партнером. Считаю, что стоит поддерживать эту идею», – говорит депутат. По его словам, выпускники таких программ выходят специалистами, уже знакомыми со спецификой бизнес-процессов и работы в конкретной компании или на предприятии, часто трудоустраиваются уже в процессе обучения. Эта идея, подчеркивает Сергей Орленко, обеспечивает конкурентоспособность выпускников, и потенциально она способна закрывать пробелы, существующие на рынке труда. При этом необходимо регулярно проводить исследования рынка, отслеживать его тенденции, чтобы понимать, какие специалисты в скором времени будут более и менее востребованы, дополняет депутат. «Конечно, нельзя отрицать специфику каждого региона России. Мы можем рассуждать о российском рынке труда и говорить о дефиците или избытке тех или иных специалистов, но по-хорошему у нас рынок труда варьируется в зависимости от особенностей регионов, их отраслевой специфики. И здесь важно поощрять мобильность студентов между регионами, чтобы они могли обучаться в тех учебных заведениях, где действительно могут получить знания и навыки, которые сразу же смогут применить в своей работе», – подытожил Сергей Орленко. Первый вице-спикер законодательного собрания Краснодарского края, секретарь регионального отделения «Единой России» Николай Гриценко считает, что высшая школа в Советском Союзе была одной из лучших в мире. «Сейчас жизнь изменилась. Мир совершенствуется, и та система образования вряд ли будет также продуктивна и дееспособна. Однако взять из нее лучшие практики и адаптировать к реалиям нашего времени, на мой взгляд, – первоочередная задача. Возможно, сейчас стоит задаться вопросом о необходимости ЕГЭ. Не раз на различных площадках говорилось о том, что школа готовит к сдаче итоговых экзаменов, но это не всегда тождественно знаниям», – подчеркивает Николай Гриценко. По мнению депутата, лучший выход – преобразовать систему специалитета в ВУЗах и советскую школьную систему в единый уникальный механизм, который будет готовить не просто «менеджеров», которые гонятся за прибылями, но и достойных работников всех отраслей жизни. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Какой должна быть система образования: отвечают кубанские депутаты
© РИА "ФедералПресс"