В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Перечень отчетов педагогов хотят сократить с 49 до трех

Перечень отчетов педагогов хотят сократить с 49 до трех
Фото: Парламентская газетаПарламентская газета

Российский учитель трудится свыше 46 часов в неделю, более 15 часов уходит на заполнение планов и отчетов и на подготовку к урокам. Такие данные привели на круглом столе «Учитель, который учит. Разбюрократизация системы образования» 20 мая, организованном думским Комитетом по просвещению. Чтобы снять бумажную нагрузку с учителей, сенаторы и депутаты подготовили и внесли в законопроект, который регламентирует перечень обязательных отчетов и вводит электронный документооборот в школах

Видео дня

Четыре документа и 45 прихотей

Комитет Госдумы по просвещению, и Федеральная служба по надзору в сфере образования изучили опыт работы педагогов в 36 странах. Выяснилось, российская система образования среди них — самая забюрократизированная.

Сегодня педагоги страны готовят до 49 различных документов и отчетов, рассказала на круглом столе председатель профильного думского комитета . «Ситуация порой доходит до абсурда — педагогов заставляют писать отчеты, насколько меньше стало отчетов», — отметила депутат.

Зачастую педагогам говорят, что готовить такие документы они должны в соответствии с федеральными нормами, рассказали на круглом столе представители .

«Мы проанализировали законодательство. Это неправда, таких норм там нет», — сообщила руководитель федеральных проектов ведомства — директор по развитию группы компаний «Просвещение» Наталья Алтынникова.

Те же образовательные стандарты ограничивают число документов, которые готовятся с участием педагогов. Это основная образовательная программа для каждого уровня, журнал учета успеваемости, журнал группы продленного дня и материалы личного дела обучающегося. Все остальное — прихоти.

Кто заваливает педагогов работой?

В Рособрнадзоре попытались выяснить, кто же заваливает учителей бумажной работой. Выяснилось, что серьезным источником такой нагрузки является региональная система оценки качества образования с десятками мониторингов и сотнями показателей, отметила Алтынникова.

«При этом сама по себе отчетность никак не влияет на качество образования. Это подтверждают опросы самих учителей и директоров школ», — заявила чиновница.

Различные мониторинги, конечно, нужны, считают в Рособрназдоре. Вопрос: в каком объеме и чьими силами? С этим согласилась и Ольга Казакова.

«Ведомства, министерства или муниципальные власти не должны перекладывать свою работу на учителя как на человека ответственного и безотказного», — отметила она.

В итоге у педагогов остается все меньше времени на выполнение их непосредственной обязанности — учить детей, обратила внимание первый зампред Комитета Госдумы по просвещенива.

«Поручение об уменьшении нагрузки на учителей еще в 2015 году давал президент, — напомнила депутат. — Однако спустя семь лет проблема не только не сдвинулась, но нарастает в геометрической прогрессии».

Рабочая программа, журнал — и точка!

На проблему не раз обращали внимание и в Министерстве просвещения. Рекомендации по снижению бумажной нагрузки на учителей с 2016 года там готовили и рассылали по школам, департаментам и управлениям уже шесть раз.

«Но, к сожалению, такие рекомендательные письма не доходят до адресата. На местах это не работает», — сказала на круглом столе замдиректора департамента подготовки, профразвития и соцобеспечения педагогических работников Минпросвещения Мария Муркова.

Закрепление в законе перечня отчетности наконец-то поможет навести порядок в этом вопросе, уверена чиновница. При этом она отметила, что Минпросвещения готово взять на себя работу по подготовке нового списка таких обязанностей. 

«По нашему мнению, ключевыми документами могут быть рабочая программа по учебным предметам и по внеурочной деятельности, если это требуется, а также ведение журнала учета успеваемости с отчетами и приложениями за четверть и за год», — сказала Муркова.

Кроме того классным руководителям хотят вменить в обязанность составлять план воспитательной работы. «На этом точка! Больше ничего от учителей мы требовать не должны», — подытожила Муркова.

Отчеты предложили отдать компьютерам

Законопроект о нагрузке на педагогов планируют рассмотреть в весеннюю сессию Госдумы. При этом авторы документа уже готовятся к серьезным баталиям.

«Главный вопрос, который, мы предполагаем, будет поднят во время обсуждения — а кто возьмет на себя бумажную работу, которую раньше делали учителя?», — отметила Ольга Казакова.

Законопроект решает и эту проблему. Так, он разрешает школам использовать в работе электронный документооборот: создавать, подписывать, использовать и хранить документы в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, рассказала Казакова.

Такой опыт уже активно внедряют в московских школах, рассказала заместитель руководителя Департамента образования и науки столлева. Например, в рамках Московской электронной школы автоматизированы процессы подготовки учителем рабочих и образовательных программ.

«Кроме того, система формирует автоподбойку учебных материалов разных видов по каждой теме. Таким образом, учитель экономит время за счет того, что он не ищет в Интернете дополнительную информацию», — рассказала она.

Также электронная школа работает в комплексе с разными ведомствами, например, с единой медицинской системой. Таким образом, отметка о болезни автоматически выставляется в электронном журнале.