Войти в почту

Пионерия 2.0: получится ли из движения «Большая перемена» успешный проект?

В день 100-летия пионерии СССР, 19 мая, в Госдуму внесли проект о создании российского детского и молодежного движения «Большая перемена». Предполагается, что вступить в это движение смогут все школьники в возрасте от шести лет, а также учащиеся техникумов и колледжей. Но добровольно. Социологические опросы показали, что родители и учителя — за. Однако собеседники Business FM добавляют к этому много «но».

Пионерия 2.0: получится ли из движения «Большая перемена» успешный проект?
© BFM.RU

В пояснительной записке к законопроекту о создании этого движения перечислены его цели: содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, участие в их воспитании и «формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей». По данным ВЦИОМ, почти три четверти учителей (73%) и 81% родителей школьников 5-11-х классов идею поддержали. А судя по тому, что подпись под законопроектом поставили лидеры всех партий, вопрос этот кажется уже решенным.

В самом появлении такого движения нет ничего плохого, говорит специалист по детской психологии Катерина Демина. В школьные годы дети ищут себя, а объединение в группы — это нормально и естественно, но очень важно, чтобы у детей и их родителей был выбор этих групп:

Катерина Демина специалист по детской психологии «В любом государстве обязательно должна быть идеология, которую проводят через школы в любом месте. Будет, может быть, разная идеология, в правильном месте мы можем выбирать идеологию. Мы — родители и учителя. Мы можем выбирать школу с адекватной и совпадающей с нами идеологией. Я могу пойти работать в школу — католическую, демократическую, религиозную или не религиозную, вальдорфскую. Главное, чтобы был этот выбор».

Идеология, с одной стороны, запрещена конституцией, но с другой — было бы наивным считать, что ее нет в школах уже сейчас. Выбор учебника по истории — это уже идеология. Просто в каких-то школах дальше этого принципиально не идут, а где-то отлично справляются на линейках, классных часах и в кабинетах завучей — без всяких пионерий. Опять же, главное в организации, которую будут создавать, — это наполнение. Пионерия в советские годы была частью понятного социального лифта. Многие карьеры строились со звезды октябренка. По идее, эта функция должна быть и у «Большой перемены». Но сработает ли, загадывать рано.

Сейчас в России уже немало детских движений. Среди партнеров проекта Росмолодежи под названием «Большая перемена» числятся «Юнармия», Российское движение школьников, проект «Роспатриот» и так далее. Идею появления нового масштабного проекта комментирует учитель высшей категории, бывший учитель географии лицея «Вторая школа» Леонид Перлов:

Леонид Перлов учитель высшей категории, бывший учитель географии лицея «Вторая школа» «В любом случае дальше формальностей дело точно не пойдет, как не пошло до сих пор. Это далеко не первая подобная попытка, в 2015 году было создано некое Российское движение школьников, в школах о нем мало кто знает, хотя по отчетам больше 2 млн участников. Годом позже создано движение «Юнармия», по отчетам — миллион юнармейцев, я их даже видел».

Одна из целей создания условной пионерии 2.0 — как раз собрать лучшие практики от всех ныне существующих проектов. Означает ли это, что эти проекты исчезнут или им придется делиться бюджетами с создаваемым старшим братом? Ответа на этот для многих — особенно тех, кто будет воплощать идею в жизнь, — очень важный вопрос пока нет. Комментирует один из авторов законопроекта сенатор Лилия Гумерова:

Лилия Гумерова сенатор «Безусловно, определенные проекты, функционирование организации требуют ресурсов — как человеческого, так и определенного финансового сопровождения. Но в рамках тех мероприятий, которые уже проводятся в школе, учреждениях дополнительного образования, безусловно, это может быть определенная консолидация. Но и участие в каких-то грантовых историях тоже, мне кажется, создаст возможность получения финансовой поддержки. Закон только внесен. По финансированию, я думаю, мы все будем понимать по мере прохождения закона, по мере внесения дополнительных предложений».

И еще одна важная мысль от отца троих детей — сооснователя «Битрикс 24» Сергея Рыжикова: «Я бы сказал, что никакая организация не снимает с родителя его обязанности по воспитанию, по отношению с детьми, хорошей коммуникации вообще по жизни».

К слову, названия у будущего движения пока нет. «Большая перемена» — это временно. Просто чтобы обозначить, как символично получается.