В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

В Общественной палате обсудили развитие в России EdTech-решений

Открывая заседание, , председатель комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности отметила важность и значимость цифровых решений в годы пандемии.

Видео дня

«Мы помним, что в тот момент, когда неожиданно для всех закрыли школы с целью сохранить здоровье наших детей, отрасль была в растерянности. Хочется сказать спасибо проводникам цифрового контента и платформам за то, что в тот тяжелый для всех момент многие открыли доступ к своим платформам и образовательным ресурсам. У детей была возможность учиться, не выходя из дома, и учиться тому, чему даже в школе не учат. При этом школа пыталась адаптироваться к внезапно возникшим условиям. Учителя спешно осваивали преподавание онлайн. Теперь понятно, что обучение в дистанционном режиме требует других подходов, другой методологии. Нельзя теми приемами, которыми ты работаешь в классе, обучать детей онлайн», — отметила Наталья Кравченко. Сейчас, по ее словам, происходит процесс комбинации и сочетания форм. «Безусловно, не идет речи о том, чтобы перевести общее образование в дистанционный режим. Нет. Но уже невозможно не замечать и не использовать те цифровые решения и инструменты, которые помогают автоматизировать рутинные процессы, разнообразить уроки в классе и домашнюю работу, дать доступ к занятиям тем, кто по разным причинам не может быть очно в классе», — добавила она.

Как отметил председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций , пандемия коронавируса «катализировала» процесс развития цифровых платформ в целом. При этом он подчеркнул, что дистанционное обучение, несмотря на критику, является полезной разработкой.

«Возможность учиться и общаться дистанционно — не панацея, и все равно по прошествии времени мы будем либо смешанно пользоваться теми и другими способами обучения и общения, либо просто вернемся к традиционному способу. Но есть малонаселенные пункты, где проживают от 100 до 500 человек. Там есть школа, но сложно найти учителя и специалистов. В данном случае дистанционное обучение может быть плюсом. Если есть возможность провести туда широкополосный интернет, обеспечить техническими средствами, хорошие учителя и преподаватели из хороших школ и вузов могут спокойно дистанционно обучать ребят. Все положительное надо применять в нашей жизни», — подчеркнул Сабитов.

Член указал на то, что развитие площадок дистанционного образования может быть полезно не только для учеников и родителей, но и для педагогов. Кроме того, по мнению эксперта, необходимо обезопасить всех пользователей образовательных платформ от мошенников.

«Законодатели начали обсуждать создание реестра недобросовестных «инфоцыган». … Сейчас время саморегулирования, нам нужно договориться внутри отрасли, каким образом мы хотим лицензировать тех людей, которые создают свои персональные курсы. Как пользователь, я не всегда понимаю, могу ли я пройти курс у того или иного человека. Нужно продумать каким образом мы можем это сертифицировать, чтобы пользователи понимали, что, платя деньги, они смогут получать качественный контент. Эти вещи нужно развивать, и я [выступаю] в этом вопросе за саморегулирование», — заявил Гребенников.

Его позицию поддержал заместитель председателя Комитета по информационной политике, ИТ и связи . Он сообщил, что в Госдуме планируется создать межфракционную группу, в задачи которой войдет «наведение порядка» в сфере платного онлайн-коучинга. «Наша общая задача обеспечить качественное образование детей и взрослых и здесь государство должно выступать как арбитр. У нас есть пробел, которым пользуются недобросовестные граждане, выдавая себя бизнес-тренером, а по факту занимаются «разводом», — рассказал он. При этом депутат выразил сомнение в необходимости создания государственного «реестра инфоцыган».

«Этот вопрос нужно решать не «сверху», создавая новые законодательные ограничительные меры, а «снизу». Люди должны понимать, что онлайн-образование возможно только на специализированных платформах и что бизнес-тренеров в соцсетях искать не нужно. Мы же не на улице ищем диплом, а приходим за ним в вуз», — отметил Горелкин и призвал EdTech-индустрию занять активную позицию в поиске решения этой проблемы.

О важности школьного онлайн-образования сегодня рассказал Рубен Акопов, генеральный директор платформы «Сферум», которая была запущена и ВК в 2021 году на фоне выросшей потребности в подобных сервисах. Сервис активно развивается и становится всё более популярным. «Сегодня для всех стало привычным, что элементы [образовательного процесса], такие как журнал, дневник, доступ к оценкам, можно получать не на традиционных носителях, но и в режиме онлайн. У детей другой спрос на интерактивность и на то, что им дается в рамках школы и в рамках дополнительного образования. Они хотят получать современные инструменты, они хотят видеть картинку, которую они видят в быту. … То, что сейчас дает нам «цифра», это мотивация для развития личного потенциала, развития гражданина, возможность использования того, что мы накапливаем в цифровом формате для индивидуального развития личности», — заявил Акопов.

Генеральный директор «Сферума» отметил, что реализация национальных образовательных проектов невозможна без объединения усилий крупнейших игроков цифрового рынка и профильных государственных ведомств.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко отметила, что региональные школы нуждаются ожидают масштабирования образовательных сервисов, подобных «Сферуму». «Тема [образования] архиважная. Последние два года мы живем в состоянии, когда востребованы гибридные инструменты, дистанционно-образовательные технологии, когда как никогда нужно объединять усилия государства, бизнеса, общества, образования, науки, всех акторов процесса для единственной цели, чтобы наши дети получали качественное и доступное образование — отметила Харченко. — В федеральном центре ситуация со школьным образованием на уровне. А вот в школах в регионах до сих пор нет единой системы, единого образовательного контура. Мы смотрим на Московскую электронную школу и на другие сервисы, которые сейчас запускаются как пилоты. И очень ждем масштабирования этих решений в регионы. Ждем, когда эти технологии и механизмы станут доступны для всех, например, для 520 школ ».

Депутат также отметила потребность российских регионов в единой цифровой образовательной среде. «Сейчас же дела обстоят таким образом, что разные преподаватели используют совершенно разные каналы коммуникации. Кто-то социальные сети (VK, Одноклассники), кто-то мессенджеры, электронную почту, тот же самый электронный дневник и так далее. Родительское сообщество сегодня находится в большом напряжении — работа, детки иногда сидят на дистанте, а тут еще и «винегрет» из различных каналов общения с педагогами. Конечно, нужно все это как-то систематизировать и объединять в единую платформу», — заключила Харченко.