Войти в почту

От школ до музеев: где и как используются AR/VR-технологии в Нижнем Новгороде

Дополненная и виртуальная реальность перестала быть научной фантастикой. Инновационные технологии уже становятся привычными в образовании, медицине, промышленности и даже в культуре. Системы AR и VR активно внедряются и в Нижнем Новгороде. Редакция pravda-nn.ru разобралась, где и как применяются новые технологии в столице Приволжья. Что такое AR/VR-технологии? AR-технологии (augmented reality) — дополненная реальность, которая создает иллюзию в виде несуществующих предметов. Технологии дают возможность взаимодействовать с «миражами», строить интерактивные модели. Объекты дополненной реальности зачастую «живут» в смартфонах или украшают стены зданий лазерными проекциями. VR-технологии (virtual reality) — виртуальная реальность; инструмент для создания искусственного мира. В отличие от AR, VR воздействует одновременно на все органы чувств и переносит человека в среду исключительно виртуальных предметов. Зачастую объекты искусственного мира ведут себя по законам физики, что полностью погружает в иную действительность. Как новые технологии меняют восприятие искусства? Музеи внедряют AR через приложения в смартфонах, как это делали летом 2021 года на фестивале цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities. Зрители наводят камеры телефонов на произведения и видят на экранах недостающие элементы. Такая технология не заменяет знакомства с шедевром вживую, зато позволяет познакомиться с утерянными или несуществующими предметами мира искусства.Погрузиться в альтернативную вселенную посетители музеев могут посредством специальных гаджетов, чаще всего в этом помогают очки виртуальной реальности. В Нижнем Новгороде VR внедрил пока только один музей — НГХМ.Экспозиция виртуальной реальности появилась в художественном музее на Верхне-Волжской набережной в ноябре 2020 года. Так нижегородская студия dreamlaser пересмотрела привычное восприятие живописи на основе картины Константина Егоровича Маковского «Воззвание Минина» (1896).Очки виртуальной реальности дают возможность окунуться в историю создания нижегородского ополчения 1612 года. Персонажи картины оживают в VR, рассказывают о себе и своей роли в «Воззвании Минина». Как используются AR/VR в индустрии развлечений? Лазерные лучи и красочные проекции на зданиях уже давно не удивляют зрителей. Дополненная реальность в аттракционах, на шоу и праздниках стала почти незаметной. В то время как потенциал VR совсем не раскрыт.С помощью виртуальных технологий монотонное раскачивание на пиратском корабле может превратиться в неожиданную поездку на драконе, а спуск с горки — в интерактивную битву за спасение футуристического города от пауков-мутантов. В Нижнем Новгороде парки пока не спешат внедрять искусственную реальность. Подобные развлечения можно найти лишь на специальных VR-аренах В таких парках развлечений участники могут погрузиться в мир компьютерной игры, обычно в жанре боевик. (16+) Как виртуальную и дополненную реальность внедряют в образование? По мнению американского педагога Эдгара Дейла, наши знания состоят на 10% из теории, которую мы прослушали или прочли, и на 90% из информации, которую получили на практике. VR и AR как раз воплощают идеи «обучения на практике».Ученики рассматривают каждый компонент трехмерного объекта в дополненной реальности, могут повернуть его, сравнить с другим предметом. С VR-очками студенты и школьники могут совершить экскурсию внутрь человеческого мозга или путешествовать в космосе. Благодаря этим технологиям учителя могут перенести египетские пирамиды в класс. В большинстве крупных городов, как и в Нижнем Новгороде, искусственный мир внедряют в образование в основном VR/AR-квантумы и кружки 3D-моделирования. Искусственный мир используется не для получения привычных знаний, а для работы в дополненной и виртуальной реальности. Ученики квантумов моделируют 3D-объекты и миры или программируют VR/AR приложения. Однако VR-оборудование постепенно закупается и в нижегородские школы, а педагоги проходят обучение по работе с инструментами виртуальной реальности. В настоящее время в школах города уже применяются иммерсивные технологии по предмету основы безопасности жизнедеятельности — «Иммерсивная школа. VRШкола. Модуль VRОБЖ». В скором времени иммерсивные технологии планируют применять на уроках мировой культуры, истории и технологии. Арина Полтанова

От школ до музеев: где и как используются AR/VR-технологии в Нижнем Новгороде
© Нижегородская правда