Войти в почту

Волонтёрам предложили давать отгулы и билеты на выставки

Добровольцев, которые рискуют жизнью и здоровьем, работая в ковидных больницах и борясь со стихийными бедствиями, в «Единой России» предлагают страховать за счёт федерального бюджета, а людям, которые бесплатно работают на благо общества больше ста часов в год, — выдавать бесплатные билеты в культурные учреждения и на стадионы. И вообще всем, кто занимается волонтёрством, — предоставлять дополнительный день отпуска. Какие ещё законопроекты готовят в Комитете Госдумы по молодёжной политике, рассказал «Парламентской газете» его председатель Артём Метелев. По его словам, эти и другие идеи обсудят в Госдуме 6 декабря на парламентских слушаниях, посвящённых Международному дню добровольцев.

Волонтёрам предложили давать отгулы и билеты на выставки
© Парламентская газета

- Артём Павлович, с юности вы участвовали в работе молодёжных объединений, возглавляли Ассоциацию волонтёрских центров. С какими инициативами о поддержке добровольчества вы планируете выступить в Госдуме?

- Например, в «Единой России» подготовили законопроект о страховании добровольцев, которые рискуют своей жизнью и здоровьем, за счёт федерального бюджета. Речь о тех людях, которые помогают в «красных зонах» в ковидных больницах, ищут людей в лесах, ликвидируют чрезвычайные ситуации, тушат пожары, борются с наводнениями. В этом году в Якутию, где горела тайга, приехали волонтёры из десяти регионов. И если человек решает добровольно и бесплатно идти спасать других людей, государство должно проявить о нём заботу и дать уверенность в завтрашнем дне. Мы рассмотрим законопроект на координационном совете фракции и подготовим его к внесению в Государственную Думу. Рассчитываем, что до конца года будет сделано. Мы посчитали, что это обойдётся примерно в триста миллионов рублей в год.

Кроме того, к нам обратилось движение «Волонтёры-медики», с тем чтобы студенты медицинских колледжей, которые работают в «красных зонах», могли получить дополнительные баллы при поступлении в медицинские вузы. Сейчас такая норма есть только для студентов медвузов, когда они поступают в ординатуру, и было бы справедливо её распространить и на выпускников колледжей. Минздрав нас поддержал.

Мы обсуждали и тему поддержки автоволонтёров, особенно тех, кто помогает во время пандемии COVID-19, например развозит врачей. Мы проработаем вопрос, обратимся к нефтяным компаниям, чтобы в рамках однопроцентной квоты, не облагаемой налогом на прибыль, передавались в благотворительные организации топливные карты, по которым волонтёры будут заправляться.

Плюс обсуждаем с Правительством дополнительные способы поддержки волонтёров, которые работают больше ста часов в год, чтобы они могли получать в качестве поощрения, например, билеты в музеи, на выставки, в театры, на спортивные мероприятия.

Я предложил ещё одну идею, которая, конечно, ещё нуждается в проработке, — предоставлять людям, которые занимаются волонтёрской деятельностью, дополнительный день отпуска. Сейчас это уже предусмотрено, например, для доноров крови. Кажется, что один день — это не много, но я думаю, что этого достаточно, чтобы человек попробовал себя в волонтёрстве, увлёкся этим и осознанно решил, остаться ли в проекте. Это может привлечь в движение сотни тысяч людей, которые пойдут в больницы, хосписы, детские дома, станут помогать восстанавливать объекты культурного наследия, работать в заповедниках, учить детей в сёлах. Надо ещё подумать, нужно ли, чтобы государство компенсировало компаниям расходы за дополнительный выходной своего сотрудника. Может быть, стоит начать с государственных компаний и вменить им в обязанность давать волонтёрам день отдыха. Мы обсудим всё это с Минфином, Минэкономразвития, с работодателями и выйдем на законодательное решение.

- В 2018 году был принят обновлённый закон о волонтёрстве и добровольчестве. Нужны ли в нём какие-то дополнения?

- Одной из основных его целей было изменить ситуацию, когда доступ волонтёров в государственные социальные и медицинские учреждения зависел от доброй воли главврача, директора, персонала. Президент поручил отрегулировать эту тему так, чтобы у некоммерческих организаций был доступ в детские дома, хосписы и так далее по определённым правилам. В закон внесли такую норму, Правительство утвердило рекомендации для регионов об установлении порядка взаимодействия органов власти и их подведомственных учреждений с волонтёрами. Но это были только рекомендации, и, как показала практика, этого оказалось недостаточно. Прошло уже два года, а половина регионов так и не приняла нужные акты. Поэтому мы хотим внести в федеральный закон изменения, сделав норму обязательной, — каждый регион будет обязан определить порядок, по которому добровольцы смогут приходить к пациентам и подопечным. И это нужно сделать как можно скорее, потому что сейчас из-за страха, что Роспотребнадзор будет ругаться, иногда даже хосписы не пускают волонтёров. А для человека, который там лежит и которому осталось жить так немного, это страшно — приходивший к нему волонтёр мог быть единственным его собеседником. Это надо регулировать, этим тоже займёмся в декабре.

Все эти темы мы обсудим на заседании комитета по развитию волонтёрского движения, который мы проведём на международном форуме «Мы вместе». Кроме того, мы предложили спикеру Государственной Думы Вячеславу Володину провести отдельные парламентские слушания 6 декабря по теме поддержки волонтёрского движения, приурочить это к празднику — Дню волонтёра. Он нас поддержал. На слушаниях обсудим эти темы, могут появиться новые предложения.

- Какие ещё вы можете назвать приоритеты работы комитета?

- Один из них — поддержка студентов. Мы собрали их вопросы в социальных сетях, а в День студента, 17 ноября, провели заседание комитета с участием министра науки и образования Валерия Фалькова и коллег из других ведомств. Мы решили взять в работу несколько тем.

Первая — оценка качества обучения. Сегодня в ряде университетов проводят регулярные анонимные опросы, когда студенты оценивают качество преподавания, питания, сервисных служб и так далее. Мудрые руководители, опираясь на эти данные, стимулируют преподавателей, которые находятся на верхних позициях рейтинга, решают проблемы, о которых сообщили учащиеся. Но так не везде. И комитет решил разработать изменения в Закон «Об образовании», чтобы сделать оценку качества образовательного процесса обязательной для всех вузов. Их администрации должны будут публиковать на сайтах вузов результаты оценки и, что важно, отчёты, что именно предпринято в ответ на жалобы и предложения студентов.

Вторая тема — стипендии. Ряд депутатов фракции «Единая Россия», в том числе и я, во время предвыборной кампании предложили повысить стипендии до минимального размера оплаты труда. Это тема сложная, дорогая, нужны дополнительные бюджетные ассигнования, поэтому её стоит претворять в жизнь поэтапно. Мы предлагаем начать с категорий, поддержка которых будет коррелироваться с экономическими задачами страны. Это могут быть студенты-отличники, студенты, которые живут на Дальнем Востоке, на северных территориях, в Арктике, так как стоит государственная задача удержать молодёжь в этих регионах и привлечь туда молодых специалистов из других субъектов. Кроме того, повышенную стипендию, по моему мнению, надо выплачивать людям, которые учатся на профессии, приоритетные для экономического развития страны, а также студентам из незащищённых категорий — выпускникам детских домов, людям с инвалидностью, потерявшим кормильцев и так далее. Вместе с Минобрнауки изучим, сколько это будет стоить, а потом попросим Министерство финансов увеличить базовый норматив таких стипендий.

Хотим обсудить с коллегами из Правительства и повышение президентских, правительственных стипендий, которые не индексировали десять лет. Также мы считаем, что повышенную стипендию надо назначать тем, кто имеет достижения не только в самом вузе, но и за его пределами, например, побеждает на всероссийских соревнованиях, олимпиадах, чемпионатах, приносит пользу обществу. И всё это должно быть прозрачно: студент должен быть уверен, что стипендии не распределяют за закрытыми дверями по не известным никому правилам. Мы считаем, что на сайте надо публиковать списки учащихся с указанием, за что они получают ту или иную стипендию. Мы обратимся ко всем федеральным министерствам, у которых есть подведомственные вузы, с просьбой ввести такой порядок.

Также мы обсудили на комитете инфраструктуру молодёжной политики. Молодёжные центры, то есть пространства, где есть места для занятий, самореализации, коворкинга, новое оборудование, например видеолаборатории, есть только в крупных богатых городах. Мы вместе с Федеральным агентством по делам молодёжи сейчас работаем над созданием стандартов инфраструктуры молодёжной политики и увеличением финансирования, чтобы регионы могли получать средства на такие центры на конкурсной основе.

В этом плане могут быть полезны и вузы. Если в университете за бюджетные деньги построены бассейн, физкультурно-оздоровительный комплекс, актовый зал, закуплено оборудование, то зачем запирать это на замок, как только закончатся пары?

Открытие такой инфраструктуры университетов для всей молодёжи, которая живёт в городе, — это то, чем нужно заниматься. Министр науки в целом нас поддержал, но мы понимаем, что это означает дополнительные расходы для администраций вузов на коммунальные платежи, охрану, клининг, поэтому вопрос требует дополнительного обсуждения.

Также мы занимаемся темами социального сиротства, психологической и цифровой безопасности молодёжи, борьбы с буллингом, профилактики девиантного поведения, льгот для стимулирования молодёжного туризма по стране, поддержки молодых семей. По каждому вопросу ищем решения вместе с министерствами и обязательно советуемся с теми, кто в этом заинтересован в первую очередь — молодёжью. Специально для этого мы сейчас формируем общественный совет при комитете.