Войти в почту

Из троечника – в директора

В России реализуется масштабная трансформация среднего профессионального образования (СПО). Министерство просвещения выпустило приказ о прекращении набора по 43 профессиям, а также утвердило экспериментальную программу "Профессионалитет". На федеральном уровне объясняют, что данные тренды позволят максимально приблизиться к потребностям экономики.

Из троечника – в директора
© Уралинформбюро

"Мир компетенций меняется, и за последние два года из перечня исключили уже порядка 100 неактуальных профессий и специальностей. На них уже давно нет спроса ни от рынка труда, ни от абитуриентов, работодатели не ждут у себя подобных специалистов узкопрофильной направленности", - прокомментировал директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования Минпроса Виктор Неумывакин.

Выйти из строя!

К концу 2021 года предлагается сократить прием по профессиям: контролер банка, рекламный агент, младшая медсестра по уходу за больными, парикмахер, оператор вязально-швейного оборудования, вышивальщица, сборщик обуви, водитель городского электротранспорта и так далее. Чтобы избежать социального взрыва "на земле", субъектам Федерации, отвечающим за этот уровень образования, дано право самостоятельно вычеркивать невостребованные.

Изучив конъюнктуру, в Свердловской области пришли к выводу, что пока из программ техникумов уберут четыре направления: рекламный агент (1 учреждение), контролер банка (1 учреждение), парикмахер (12 учреждений), мастер шиномонтажной мастерской (1 учреждение).

"Данные профессии уходят из программ СПО, но их освоение возможно в рамках обучения по отдельным курсам и дисциплинам либо в рамках других специальностей, – заверили в министерстве образования и молодежной политики. – Общий объем приема на программы СПО за счет средств областного бюджета стабилен. Так, за 2020-2021 год – приняты были 24 322 человека, за 2021-2022 год – 23 395, по плану на 2022-2023 год – 23 510".

В ходе обсуждения траектории развития среднего профессионального образования экспертами была выдвинута идея коротких учебных программ, которые могут быть востребованы.

"Часть ведомств, в первую очередь Минздрав и Минкультуры, отказались сокращать свои программы. Но другие решили, что двухлетние программы могут быть востребованы с учетом быстро меняющегося рынка труда, квалификационных требований. СПО должно ориентироваться на стратегию социально-экономического развития региона. В списке образовательного заведения могут насчитываться десятки профессий, а востребованы из них 20-30%", - сообщила "Уралинформбюро" руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Годами складывалось представление, что техникумы и колледжи — это "отстойник для троечников". В большинстве колледжей и техникумов требуется модернизировать материально-техническую базу. Оборудование возможно обновить на конкурсной основе по федеральной программе "Молодые профессионалы" - чаще всего такая опция доступна многопрофильным ССУЗам. По мнению профессионального сообщества, нынешние тренды готовы вывести сферу среднего профобразования из второстепенной роли.

"Система СПО состоит из двух сегментов: первый - подготовка квалифицированных рабочих, второй – подготовка специалистов среднего звена. В техникумы всегда шли те, кто хотел получить хорошую специальность. А вот в ПТУ часто отправлялись ребята, с которыми не могла справиться школа. Есть часть выпускников девятых классов, которые идут в систему СПО, поскольку им больше неинтересно учиться в школе. Но в основном сейчас большой отток из школ обусловлен тем, что молодежь стремится как можно быстрее выйти на рынок труда и начать зарабатывать", - рассказала "Уралинформбюро" директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко.

Гонка за бюджетом

В 2020 году общий прием в ССУЗы на программы подготовки специалистов среднего звена превысил прием в вузы. Это дает основания говорить, что система СПО становится конкурентом высшего образования. "Некоторые выпускники организаций среднего профобразования сразу (21%) и через несколько лет после обучения (еще примерно 25%) поступают в вузы. В большинстве своем они идут на заочную или очно-заочную (вечернюю) формы обучения", - отмечает Клячко.

Размах бюджетных вложений в высшее образование привлекает абитуриентов. Еще несколько лет назад эксперты не видели радужных перспектив для среднего профобразования, но в условиях коронавируса ситуация обернулась против "вышки".

"Вдруг все поняли, что в общежитиях и в библиотеках из-за скученности ненадежная защита, студентов вынудили уехать домой учиться онлайн. И многие поняли, что лучше получить профессию в своем родном городе, регионе. Этому способствует разветвленная сеть колледжей", - подчеркивает Ирина Абанкина.

По оценке РАНХиГС, темпы прироста приема в ССУЗы ожидаются достаточно высокими — примерно 105% в год. Если предположить, что расходы на одного такого студента будут расти с 75 до 100 тысяч рублей в год, то бюджет начнет "хромать", и более трети потенциальных студентов придется платить за свое обучение.

Среднее профессиональное образование может быть привлекательными для людей, оказавшихся в карьерном ступоре. Чаще всего первый кризис происходит в 25-28 лет, когда человек понимает, что он перерос полученную ранее специальность. Люди от 45 и старше, столкнувшиеся с эйджизмом, также нуждаются в профессиональном переключении, чтобы обрести конкурентные навыки, говорит Ирина Абанкина.

Эксперты подчеркивают, что система среднего профобразования несет важную социальную нагрузку. Она доступна в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья. Соответственно, инвестировать в нее нужно с учетом социального равенства, перспектив развития региона, создания гибкой модели образовательных программ.

С 1 сентября 2022 года Министерство просвещения запускает проект "Профессионалитет". По словам вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, в его рамках планируется выделить учреждениям среднего профессионального образования около 30 миллиардов рублей. Главное – привлечь к этой двухлетней образовательной практике квалифицированных мастеров-наставников.

Надежда ГААГ