Войти в почту

Северный морской путь: спрос на рабочие руки растет, а студентов нет

В топливно-энергетическом комплексе только республики Саха (Якутия) в 2020 году трудилось 46 тыс. человек. За год локдауна и экономического кризиса востребованность в рабочих руках в отрасли превысила 50 тыс. человек. У бизнеса есть спрос на молодых специалистов сферы добычи полезных ископаемых - здесь в 2020 году работали 76 тыс. человек, а уже через год число работающих увеличилось на пять тыс., до 81 тыс. Сейчас в нефтегазовой отрасли востребованы аппаратчики углеобогощения и машинисты конвейера, а также операторы нефтяных и газовых скважин, обходчики и линейные трубопроводчики, такие данные привел на круглом столе министр промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) Максим Терещенко. Он констатирует, выпускники ВУЗов востребованы не только на добывающих и топливно-энергетических предприятиях Якутии, но и, например, Арктики. Сейчас здесь острейший дефицит кадров. Бизнес присматривает и воспитывает будущих штатных сотрудников уже со студенческой скамьи:

Северный морской путь: спрос на рабочие руки растет, а студентов нет
© РЖД-Партнер

«Все студенты, хорошие студенты, к окончанию обучения уже распределены, их уже ждут на предприятии», - говорит он.

Однако, как рассказал чиновник, на рынке кадров есть студенты, которые не будут востребованы ни при каких условиях. Во-первых, студенты могут не подходить к сложным условиям работы по состоянию здоровья, но об этом они узнают только после прибытия на место работы. Во-вторых, никому не нужны дипломированные специалисты, у которых недостаточный объем знаний.

«Есть пробел в законодательстве - не сформулировано требование к качеству образования. После обучения в ВУЗе или колледже выходит троечник с дипломом, но рынке он никому не нужен, потому что нужны только высокообразованные кадры. Мы на уровне правительства отработали этот вопрос», - продолжает Максим Терещенко.

Чтобы избежать таких низкоквалифицированных специалистов на рынке труда работодатели инвестируют в обучающие программы для студентов, и даже готовят курсы для педагогов. Именно по такому пути пошли в Кузбассе:

«Уже есть серьезные договоренности ВУЗов и бизнеса. Но этого мало. Нужно больше совместных программ», - сказал на круглом столе, посвящённому острому дефициту кадров, замгубернатора Кузбасса Андрей Панов.

И главное, сегодня схема обучения студента, согласно законодательству, такова: процесс обучения заказывают региональные органы власти, но чиновники, как было заявлено на круглом столе, не только не понимают процесс обучения, но даже и не желают в нем разбираться. Исполнитель госзаказа – региональные ВУЗы и колледжи, но они не могут договориться с чиновниками, которые, я начала этого года, согласовывают число целевых мест в ВУЗах.

Кстати, как рассказал министр промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) в этом году один из студентов подал иск на региональное министерство. Суть жалобы, предприятие, которое подало заявку на целевое обучение студента в трудоустройстве выпускника отказало.

«Мы, конечно, этому студенту нашли работу в другой компании. Но он был недоволен. Однако судья встал на сторону региональному министерству и задал вопрос студенту: вы хотите рыночную зарплату получать или работать именно на этом предприятии? Студент выбрал зарплату, конечно», - сказал М. Терещенко.