Войти в почту

Ректор ВШЭ: качество каждой олимпиады должно быть гарантировано

Новый учебный год 1 сентября начался более чем в 700 вузах России, в большинстве из них — в очном формате. О том, как будут учиться студенты Вышки, чему посвятят ежегодную Ясинскую (переименована из Апрельской в июле этого года — прим. ТАСС) конференцию, насколько необходимо пересматривать требования к олимпиадам школьников, по которым они могут поступать в вузы, и стоит ли доверять международным рейтингам университетов, рассказал в интервью ТАСС ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) Никита Анисимов на полях VI Восточного экономического форума.

Ректор ВШЭ: качество каждой олимпиады должно быть гарантировано
© ТАСС

— Никита Юрьевич, совсем недавно начался новый учебный год. В каком формате он будет организован в Вышке? Есть ли особые правила для посещения очных занятий и заселения в общежития?

— Высшая школа экономики, как мы и объявляли, начала учебный год в гибридном, смешанном формате очного обучения. К нам пришли 15 тысяч первокурсников в четырех кампусах, всего же в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми учатся почти 50 тысяч студентов. И мы организовали для них ставший уже привычным в последнее время гибридный формат, при котором два или три дня ребята учатся в аудиториях на территории кампусов, а оставшееся время — это тоже очное обучение, но в цифровой среде Вышки. Это синхронная работа с преподавателями в режиме реального времени, но дистанционно. Мы считаем важным не допустить взрывного распространения вируса, поэтому стараемся составить расписание таким образом, чтобы минимизировать перемещения студентов, а также не допустить одновременного присутствия в аудиториях более 50 человек. По сути, это тот же режим, в котором Вышка работала в третьем и четвертом модуле прошлого учебного года.

В общежития мы селили всех студентов, имеющих право на такое размещение, никаких специальных, особых требований мы к ним не предъявляли.

Студенты и их родители отмечают, что Вышка смогла перевернуть их представление о качестве жизни иногороднего студента в Москве.

— Есть ли уже понимание, в каком формате пройдет Апрельская конференция? И чему она будет посвящена в этот раз?

— Прежде всего, я бы напомнил, что Ученый совет ВШЭ в конце июня принял решение о переименовании Апрельской конференции в Ясинскую, чтобы отдать дань уважения ее основателю, ныне — почетному научному руководителю Вышки Евгению Григорьевичу Ясину. Долгие годы он был научным руководителем Вышки и очень многое сделал для того, чтобы эта конференция стала ключевой дискуссионной площадкой по социально-экономическим наукам на постсоветском пространстве.

Сбор заявок докладчиков на участие в конференции начнется в ближайшее время, мы довольно внимательно будем относиться к этим заявкам, в том числе потому, что следующий год — год 30-летия ВШЭ, и мы будем предусматривать праздничные, юбилейные мероприятия.

Отдельно отмечу, что пандемийные ограничения, случившиеся в мире в 2020 году, заставили нас более активно рассматривать разные форматы, в которых можно проводить мероприятия и конференции.

В 2021 году конференция проходила в смешанном формате. К этому времени существенно возросли технические возможности университета и многие из нас накопили опыт участия в конференциях, которые проводились в онлайн-формате за рубежом. Конечно, этот опыт пригодился. Поэтому мы решили, что в дальнейшем будем сочетать офлайн и онлайн. Конечно, нам предстоит еще найти оптимальный баланс между этими форматами, но будущее — все же за гибридным форматом.

— Тогда будем ждать новостей. Недавно глава Минобрнауки Валерий Фальков предложил пересмотреть требования к олимпиадам школьников, по которым они могут без экзаменов поступать в вузы на бюджет. Как вы относитесь к такому предложению?

— В этом вопросе я бы высказался не только как ректор Вышки, но и как эксперт. Все-таки я 13 лет назад стал первым секретарем Российского совета олимпиад школьников, тогда в стране фактически зарождалось олимпиадное движение, о котором мы сейчас говорим. Я бы поддержал два тезиса, которые министр Фальков уже высказывал. Первая позиция — количество олимпиад, которые дают возможности для поступления в университет, должно расширяться и должно увеличиваться количество победителей таких олимпиад. Нам очень важно, чтобы не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах талантливые ребята находили себя, учились в ведущих университетах в этих регионах. Министерство создает там большое число бюджетных мест, увеличивает контрольные цифры приема в сильных региональных университетах.

Второй акцент, также озвучивавшийся министерством, — мы должны гарантировать качество каждой олимпиады. И то, что школьник является олимпиадником, не должно вызывать хоть какое-то сомнение в гордости звучания этого слова.

Какие могут быть решения — нужно обсуждать. Может быть, стоит сделать более строгим подход к экспертизе олимпиад, может быть, в большей степени профилировать их на каких-то конкретных направлениях. В любом случае надо очень серьезно и профессионально подойти к этому вопросу, потому что за ним стоит решение о судьбах людей. Принимать это решение без всестороннего профессионального обсуждения, конечно, мы не должны. И я буду рад, если и Валерий Николаевич, и другие люди, которые занимаются олимпиадами, соберутся, например, на площадке Высшей школы экономики. Мы всегда с удовольствием предоставляем нашу площадку для таких сложных профессиональных экспертных обсуждений, которые в дальнейшем скажутся на всей системе высшего образования нашей страны.

Для нас это важно еще и потому, что около 40% бюджетных студентов Вышки — это те, кто поступал без вступительных экзаменов, то есть те самые олимпиадники. По отдельным программам у нас даже бывают ситуации, когда количество бюджетных мест меньше, чем количество желающих поступить на них олимпиадников. В таких случаях Вышка за свой счет формирует квазибюджетные места, чтобы не только принять всех олимпиадников, но и чтобы не менее 25% мест на востребованных программах досталось абитуриентам, поступающим по результатам ЕГЭ. Это наша ответственность перед страной и обществом, это наше добровольное обязательство.

Кстати, мы провели анализ и сравнили, как учатся олимпиадники по сравнению с остальным контингентом студентов, и обнаружили, что их учебные результаты в среднем даже немного выше, чем у тех, кто поступал с помощью ЕГЭ.

— А есть у Вышки планы по расширению своих олимпиад, появится что-то новое?

— Я всегда, на всех местах своей работы, которые у меня менялись, поддерживал олимпиаду Национальной технологической инициативы, которая в этом году преобразуется в Национальную технологическую олимпиаду, НТО. Регистрация на эту олимпиаду уже идет, она началась в конце августа. Это общероссийские технологические игры для школьников по 31 инженерному профилю — от искусственного интеллекта и робототехники до геномного редактирования, космических технологий и разработки компьютерных игр. Согласитесь, не совсем привычный формат — мы привыкли к олимпиадам по химии, биологии и истории, а здесь — робототехника и искусственный интеллект. Это важно, потому что благодаря таким соревнованиям мы уже на этапе школы выявляем ребят, готовых к освоению междисциплинарных знаний, а фронтиры, границы знания, лежат именно в таких междисциплинарных областях.

Я поддерживаю эту олимпиаду, потому что считаю, что большое количество молодых ребят, интересующихся высокотехнологическими дисциплинами, технологиями будущего, цифровыми технологиями, в том числе по линии кружкового движения НТИ, это то поколение, которое достойно того, чтобы была олимпиада, ориентированная на их навыки и компетенции. И результаты их обучения показывают, что они обладают не только предметными знаниями, но и так называемыми soft skills, которые очень нужны для того, чтобы быть успешными в XXI веке.

— Минпросвещения РФ запускает программу "Профессионалитет", в рамках которой на два года будет сокращаться обучение в колледжах. Нужны ли такие программы в системе высшего образования? Может быть, стоит укорачивать программы бакалавриата или магистратуры по некоторым специальностям?

— Зачастую ребята после девятого класса выбирают систему среднего профессионального образования, потому что она дает быстрый выход на рынок труда и возможность зарабатывать. Поэтому появление программы "Профессионалитет", особенно в цифровой сфере, это возможность для них еще быстрее капитализировать получаемые в ходе обучения навыки. Это общемировой тренд спроса на быстрое, качественное профессиональное образование. В этом отношении многие мировые университеты и Высшая школа экономики в России стали вводить так называемые микростепени. Это отчуждение части образовательной программы, курса, которую мы выводим на открытый образовательный рынок, когда можно покупать отдельные курсы в онлайн- и офлайн-формате в любых университетах. Спрос на такие микростепени будет только нарастать.

В тоже время важно не подменять понятия и понимать, что невозможно заменить университетское образование набором таких степеней.

Смысл университетского образования в том, чтобы мы в комплексе работали с человеком, но это не значит, что мы должны ограничивать его в возможностях реализовать его потенциал в работе. Сейчас ребята, которые еще учатся на педагогическом направлении, уже могут преподавать в школах. Это означает, что мы разделяем образовательную часть и выход на рынок труда. Это та тенденция, которая будет нарастать, в том числе и в высшем образовании. Если взять айтишников, то все знают, что они, не завершив обучение, уже начинают работать. В этом плане логика "Профессионалитета" — это логика быстрого, качественного образования, но это не логика сокращения основной образовательной программы.

— Как вы считаете, нужно ли российским вузам стремиться к тому, чтобы продолжать улучшать позиции в международных рейтингах? И насколько объективно они отражают ситуацию в глобальной академической конкуренции?

— Мне кажется, что ценным является любой инструмент, с помощью которого ты можешь посмотреть себя в сравнении с другими по тем или иным параметрам. Но также крайне важным является и то, что тебя должны оценивать, используя равные критерии. Любой мировой рейтинг был бы для меня максимально объективным, если бы я видел, что он учитывает в том числе закрытые научные публикации Бауманского университета, написанные на русском языке. Сейчас это не так. Но ведь если сделать рейтинг университетов, который учитывает закрытые научные статьи на русском языке, то мы будем опережать очень многие зарубежные университеты по этому рейтингу.

Международные рейтинги, конечно, должны использовать максимально объективные критерии, и иногда они не учитывают важные параметры. В этом отношении я бы сказал, что соревноваться полезно, но это соревнование не должно быть самоцелью.