В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Для северян-первоклашек школа в чуме может стать альтернативой интернату

Для северян-первоклашек школа в чуме может стать альтернативой интернату
Фото: Парламентская газетаПарламентская газета
Разлука с родителями — тяжёлое испытание для первоклассника, убеждена глава Комитета по науке, образованию и культуре . После выездного заседания Комитета в сенаторы решили урегулировать правовое закрепление кочевого образования. Как это будет происходить, где будут готовить педагогические кадры для работы на дальних стойбищах и как это поможет сохранить уникальную языковую и культурную среду малочисленных народов Арктической зоны, глава профильного комитета рассказала в интервью «Парламентской газете».
- Проект «Кочевая школа» уже успешно опробован в ряде регионов Крайнего Севера. Зачем нужно законодательное регулирование таких школ?
- Действительно, такие региональные проекты запущены на Ямале, Чукотке и в . В 2016 году проект «Кочевая школа» Ямало-Ненецкого автономного округа презентовали в и , он вызвал большой интерес у наших зарубежных коллег. Его уникальность в том, что дети кочевников, как правило младшего школьного возраста, могут учиться без отрыва от семьи. Напомню, сегодня полное среднее образование такие ребята получают в основном в школах-интернатах. Но интернат имеет ряд минусов: с первого класса дети покидают родителей и восемь-девять месяцев в году живут вдали от дома. Уже доказано, что это приводит к разобщению с традициями и обычаями своего народа. При этом, самое главное, что ребенку младшего возраста сложно пережить столь долгую разлуку с родителями. А кочевая школа подстраивается под жизнь Крайнего Севера. Если в школе уроки проходят по расписанию, то в тундре могут и сдвигаться: например, сначала перекочёвка оленьего стада, а потом уже учёба.
Сегодня регионы реализуют программы «Кочевая школа» и «Кочевой детский сад» за счёт собственных средств. Это недёшево, ведь педагогов нужно доставить к дальним стойбищам, организовать учебный процесс. Кроме того, у таких школ возникают большие трудности с получением лицензии, ведь такой формы в законодательстве не существует — именно поэтому мы считаем необходимым правовое закрепление кочевого образования. Обновлённая Конституция защищает языковое и культурное многообразие народов России. Правовое закрепление кочевого образования станет логическим продолжением Основного закона страны и даст возможность сохранить самобытные традиции народов Севера.
- На что, прежде всего, необходимо обратить внимание при подготовке законодательных изменений?
- Главное, придать кочевому образованию легитимность, синхронизировать подходы, исходя из опыта, который имеется, обобщить лучшие традиции. В то же время мы должны учитывать особенности регионов. В ходе встречи губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова с сенаторами, глава субъекта поддержал идею законодательного урегулирования кочевого образования с учётом специфики регионов.
Правовое закрепление кочевого образования станет логическим продолжением Основного закона страны и даст возможность сохранить самобытные традиции народов Севера Здесь очень много нюансов, поэтому мы не должны стричь всех под одну гребёнку. Не создавать дополнительные препятствия, а дать возможность для развития. Кроме того, Совет Федерации вместе с Минпросвещения будет готовить предложения о включении подпрограммы «Дети Арктики» в программу социально-экономического развития северных территорий.
- А где будут готовить кадры для кочевых школ?
- Надеемся, что к этому проекту подключатся крупнейшие вузы страны. Согласно нашей договорённости с Минпросвещения, такие программы будут в Российском государственном педагогическом университете имени Герцена в П Очень важно, чтобы туда пришли целевики, которые после вуза хотели бы вернуться на малую родину и работать в привычной для себя среде. В многопрофильном колледже Салехарда, который мы посетили во время визита на Ямал, есть хорошие наработки. Даже будущих фельдшеров там обучают местному языку, традициям и обычаям, чтобы они при посещении стойбищ не нарушили каких-то канонов, могли общаться с пациентами на их родном языке. А молодые педагоги, наряду с обычными педагогическими навыками, изучают специфику преподавания в кочевых школах.
Говоря об образовании в целом, важно понимать, что атмосфера любой школы, детского сада должна быть пронизана любовью к детям. Даже самое современное законодательство, вложенные финансовые средства, современная инфраструктура не заменят чуткого отношения к каждому ребёнку. Коллег-сенаторов до слёз поразили примеры, когда при каждом интернате организуется этно-уголок, настоящий чум с оленьими шкурами, где дети могут отдохнуть, попить чай и напитаться обстановкой родного дома. А для этого, как я уже сказала, нужны компетентные кадры, которые, кроме владения самыми современными методиками, пришли в профессию по зову души.