Войти в почту

Юные журналисты Балашихи побывали в детской школе искусств №5

В начале года в стенах Библиотечного центра «Южный» состоялась встреча юных журналистов с директором Балашихинской Детской школы искусств № 5 Натальей Николаевной Комаровой и ее заместителем по учебно-воспитательной работе Олесей Константиновной Шалхаковой. «Мира без искусства не существовало бы», — утверждают они. Уверены, что эта профессия и есть их призвание. Наталья Николаевна по образованию музыкант, окончила московскую государственную консерваторию имени Петра Ильича Чайковского по хоровому дирижированию, класс профессора А.М. Рудневского. Чем занимается директор и заместитель директора школы искусств? Мы направляем учебно-воспитательный процесс. Чтобы дети могли разнопланово развиваться, образование состоялось, мы должны его организовать. Что для вас ближе административная работа или преподавание? Преподавание доставляет больше радости, вдохновляет общение. Мы музыканты и музыкальная жизнь нам ближе. Собирая какой-либо образ, мы используем знания всех смежных искусств: театрального, знаний Станиславского, хореографических моментов. Как вы подбираете сотрудников? Какое образование имеет значение? Концертмейстеры должны хорошо читать с листа. Если речь идет о преподавателе, обращаем внимание на его достижения в прошлом, а также у кого он учился и где. Есть такие понятия как профстандарты. В дипломе должна быть указана специальность: преподаватель фортепиано, концертмейстер. Или человек проходит переподготовку для соответствия критериям. Какие предметы преподаются в вашей школе? Школа предоставляет несколько направлений обучения. В музыкальное направление входит народное инструментальное отделение, фортепиано, гитара, домра, вокал, хоровое пение. Театральное включает музыкальный и кукольный театры. Дети учатся комплексно – ходят на инструмент, хор, сольфеджио. В художественном направлении осваиваются композиция, история искусства, графика. Дети учатся 5 лет. Они также занимаются поделками, папье маше, декоративно-прикладным искусством. Это идет как приложение к основному предмету: живописи, композиции. Поступающим в школу нужно иметь талант? Начальное музыкальное образование желательно получать всем ребятишкам. В будущем это образованный взрослый человек. А талант как-раз определяет, выберет ли ребенок эту стезю. Музыкальный слух можно развивать. Если сильно чего-то хотеть, обязательно получится. Занимаются ли у вас особенные дети? К нам приходят дети из Реабилитационного Центра «Росинка» со сложностями по здоровью. Некоторые могут только петь, у них индивидуальная траектория развития. Преподаватель Анна Валерьевна Лишай работает с такой девочкой, занимается сольфеджио, развивает теоретические знания. Это удобнее, щадяще, чем приходить на групповые дисциплины, где быстро сменяются темы и надо сдавать экзамен. Много ли классов в школе? Является ли обучение платным? В школе 196 человек. Микрорайон «Южный» растет, желающих становится больше. Школа находится на улице Твардовского, дом 3 и улице Некрасова, дом 5. У нас два вида обучения: бюджетное и платное. Два вида программ: предпрофессиональные и общеразвивающие. Алгоритм записи в школу простой – с 15 апреля открывается запись на портале uslugi.mosreg.ru. Экзамены начинаются в мае. Прослушивание обязательно. После него мы предлагаем отделение, на которое дети могли бы пойти, либо они сами делают выбор. Что делать, если ученик теряет интерес к предмету? Обучение музыке это огромный труд, не каждый может усидеть. Мы мотивируем, чтобы эту монотонность дети могли преодолеть. Убеждаем и родителей, и детей. А что вам больше всего не нравится в вашей работе? Когда дети приходят неподготовленные. Находим варианты воздействия, фильм посмотрим, сказку придумаем. Не каждый ребенок на один и тот же манок отвечает. Все непредсказуемо. В первый раз на занятиях ребенок может рассмеяться или заплакать. Через какое-то время возможен кризис, ребенок пытается найти что-то новое. Поэтому обучение проходит с индивидуальным подходом к каждому. Есть ученики, ставшие известными? Ксения Алексеевна Гирина закончила ДДМШ № 2, Академию музыки имени Гнесиных, и вернулась в город, чтобы передать свой опыт. Анастасия Владимировна Сергеева закончила Детскую школу искусств № 3, ГИТИС, и сейчас преподает в нашем музыкальном театре. И таких примеров немало. А сколько детей связывают жизнь с искусством, поступают в высшие учебные заведения? Таких единицы. Массовость здесь не нужна. Ведь каждый выбирает свою профессию на всю жизнь, свой путь. Как проходило дистанционное обучение в пандемию? Мы справились. Многое освоили, в совершенстве владеем программами. Нет худа без добра. Конечно очное обучение ничем не заменить. Хорошо, что это началось во второй половине учебного года, когда мы успели поставить руку малышам, дать какие-то навыки. Младшие страдали больше всего, они многого не могли понять. У нас есть записи всех спектаклей, продолжаем транслировать кукольный театр. Во время самоизоляции делали отчетные концерты. В мае город провел праздничный концерт «Эстафета Победы», посвященный 75-летию Победы. Школы искусств передавали эстафету друг другу, транслируя концерты своих школ. Наши преподаватели приняли участие в большой Московской областной научно-практической конференции «Чайковский сегодня». Все было онлайн, жизнь не остановилась. Как результат работы недавно вышла книга о Чайковском «Симфония жизни», которая подвела итоги этого года. В декабре принимали участие в очно-заочной конференции «Путь к традиции», посвященной Г.В. Свиридову, его 105-летнему юбилею. Дети сочиняют музыку? Чтобы найти у ребенка подобный талант, сам преподаватель должен увидеть в нем композитора. Одна из наших учениц писала музыку. Мы давали ей серьезное сольфеджио, потому что это основа. На уроках фортепиано учили раскрывать образ, использовать динамику. Выезжали в другие города, участвовали в конкурсах, выступали на сцене. Как вы ищите талантливых детей? Мы сотрудничаем со школами. Ежемесячно проводили концерты в детских садах. Показывали, как звучат инструменты. И конечно, таланты приходят к нам сами. Что притягивает к педагогу, а что отталкивает? Личность педагога. Если преподавателю интересен предмет, интересно преподавать, он живет этой работой, то какой бы характер ни был – это всегда притягивает. Среди музыкантов есть заслуженные преподаватели со сложными характерами. Но если им есть что сказать, если они вкладывают душу, сотрудничество будет хорошее. Какие отличия наших школ искусств от школ за рубежом? Возите ли вы детей заграницу? За границей система обучения иная. Возможности сужены. В России шикарный образовательный комплекс, и есть свобода выбора. Мы смотрим на возможности детей, подбираем им программу, учитываем желания, интересы. Это говорит об уровне нашего образования, который надо сохранять. Коллектив кукольного театра у нас ежегодно выезжал в Чехию на конкурс. Школа часто участвует в конкурсах? У нас целая конкурсная история. Приоритетные конкурсы — это методическое направление нашей работы. В методический кабинет поступает информация о конкурсах, запланированных на год, для разных уровней, для разных возрастов. Преподаватель, формирует творческий план развития способного ребенка с учетом предстоящего конкурса. Конкурсы разные. Есть рейтинговые, входящие в рейтинг школи учеников. Город поощряет талантливых детей стипендией «Юные дарования Балашихи». И в нашей школе такие дети есть. В рейтинговых сильная конкуренция, поэтому какие-то ребятишки идут на коммерческие конкурсы, чтобы поддержать ребенка, стимулировать, дать возможность получить место, диплом. Конкурсы стали доступнее. Есть возможность делать несколько дублей, участвовать онлайн. Юные журналисты: Вероника Мамоева (гимназия № 1) Дарья Карпейкина (школа № 25) Лиза Гибадуллина (школа № 22) Элен Оганнисян (гимназия № 1) Настя Литвинова (гимназия «Ковчег») Пелагея Летвиненко (РЦ «Росинка») Дойна Чеботарь (гимназия № 1) Варя Мошковская (гимназия «Ковчег»)

Юные журналисты Балашихи побывали в детской школе искусств №5
© Большая Балашиха