Войти в почту

«Погружение в мир профессий» – кейс Группы Компаний «ФосАгро»

Группа Компаний «ФосАгро» создала в четырех городах присутствия профориентационно-выставочные центры. Они представляют собой конгломерацию современного мультимедийного корпоративного музея и инновационного интерактивного познавательного центра, где школьники могут погрузиться в изучение профессий химической отрасли в целом.

О кейсе рассказывает Юлия Бондаренко, директор профориентационно-выставочного центра.

Проект «Погружение в мир профессий» претендует на победу в номинации Ве cool бизнес-премии WOW!HR 2021.

Толчком к созданию проекта «Погружение в мир профессий» стало то, что мы увидели потребность школьников узнать и выбрать профессию для самореализации, познакомиться глубже с производственными процессами, их интерес и внимание к химии как науке.

Ведь что такое уроки химии в школе? Много теории, редкие лабораторные работы. На этапе подготовки проекта мы опросили учеников, педагогов, администрацию, Управление образования и культуры, специалистов музеев, сотрудников компании. И выявили, что школьникам и учителям объективно требуются дополнительные материалы, объяснение сложных химических процессов простыми, доступными средствами, и также нужна популяризация и раскрытие особенностей профессий нашей компании.

Мы поставили перед собой задачу объединить успешные практики производства с познавательными инновациями в сфере образования и музейного дела, совместить уже существующие корпоративные музеи компании, расположенные в четырех городах присутствия компании, с инновационными профориентационными интерактивными центрами, где школьники смогут погрузиться в производственную сферу химического предприятия.

Проект предусматривался как дополнительный инструмент поддержки основной образовательной программы не только по направлению «Химия», но и «Биология», «География», «Экология». Мы также поддерживаем ведение исследовательской работы учащихся.

Проект является уникальным для промышленных предприятий, поскольку позволяет обновить видение типичного корпоративного музея и расширить функционал путем добавления интерактивной составляющей и просветительско-познавательной функции.

Конечно, на подготовительном этапе мы изучили опыт крупных промышленных компаний РФ и всего мира, но наш проект являет собой переработанную и дополненную версию лучших музейных и просветительских практик.

Профориентационно-выставочный центр – это четыре музейно-выставочных и интерактивно-познавательных центра в городах присутствия Группы Компаний «ФосАгро». Центр представляет собой конгломерацию современного мультимедийного корпоративного музея и инновационного интерактивного познавательного центра, где школьники могут погрузиться в изучение профессий химической отрасли в целом.

Проект получился довольно капиталоемким, поскольку вмещает несколько промышленных и исторических зданий, имеющих ультрасовременный дизайн и оснащенных уникальным интерактивным мультимедийным наполнением, современными лабораториями. При этом модернизация и оснащение были проведены полностью на средства промышленного предприятия. Кроме того, штат сотрудников по всем площадкам составляет 30 штатных единиц.

Над реализацией проекта работала целая команда: сотрудники Группы Компаний «ФосАгро» – социальной, информационной службы, службы главного архитектора, дирекции по персоналу, ветераны производства, краеведы, ученые, программисты.

В задачи этой проектной группы вошло ведение всех процессов, касающихся создания музейно-выставочных и интерактивно-познавательных центров на каждой из площадок. Кроме того, мы учли специфику каждой площадки, сделав центры разными, хранящими уникальный набор материалов и предметов индустриального наследия, характерных для каждого из городов.

Так, в Кировске к процессу создания были привлечены геологи, обогатители, краеведы и ученые которые рецензировали материалы экспозиций, обучающие программы.

В Череповце представители городского музейного объединения помогли воссоздать историю становления и развития химической промышленности в период строительства химзавода, а также предоставили материалы, позволяющие посетителям понять и погрузиться в профессию химика. Ветераны производства рассказали историю предприятия, помогли воссоздать события всего периода его работы. Воплотить идеи проектной группы через мультимедийное наполнение помогли компании-подрядчики.

При реализации была выбрана поэтапная стратегия модернизации музейно-выставочных и интерактивно-познавательных центров.

На подготовительном этапе проведен социальный опрос заинтересованных сторон (ученики городов присутствия, педагоги, администрация, Управление образования, музейное объединение, жители города) и определена потребность и особенности наполнения экспозиций, направления для проведения интерактивно-познавательных занятий.

В 2013 году был модернизирован Музейно-выставочный центр «Апатит» в Кировске Мурманской области, в 2016 – музейно-выставочный центр в Волхове, затем в 2017 году – Интерактивно-познавательный центр «Зеленая планета» (Череповец), интерактивно-познавательный центр «Пятнадцатый элемент» (Волхов) и сейчас в процессе модернизации находится интерактивно-познавательный центр «Академия плодородия» (Балаково).

Особое внимание было уделено выбору зданий, где должны были разместиться профориентационно-выставочные центры.

Здания центров в Балакове (Саратовская область) и Череповце (Вологодская область) располагаются в промышленной зоне химического производства и являются индустриальным наследием городов, благодаря чему практика погружения в жизнь предприятия получается наиболее реалистичной. Специфика постройки промышленного помещения диктует свои правила, архитекторам-разработчикам удалось уйти от скучных производственных объектов, заменив их ультрасовременным дизайном и дополнив мультимедийным интерактивным оборудованием. При входе в центр у посетителя создается впечатление путешествия в будущее, в мир современных модернизированных технологий химической промышленности. Тактильные взаимодействия и визуализация сложных химических процессов позволяют школьникам их понять и усвоить большой объем информации.

В Волхове (Ленинградская область) и Кировске (Мурманская область) под помещенияцентров были выбраны объекты исторического наследия, расположенные непосредственно в городе – это здания пожарной части и прилегающие к ним башни. Историческая значимость зданий позволила быстро стать центрами притяжения для школьников и времяпровождения жителей города. Мультимедийное интерактивное наполнение и коллекция минералов из 3500 образцов знакомят посетителей с процессами добычи руды и ее обогащения.

В центрах есть виртуальные и реальные лаборатории, где можно получить различные виды кислот, мультимедийные микроскопы, увеличивающие изображение в 50 000 раз, интерактивный сад, где возможен просмотр обучающих видео о жизни и строении клетки и проведение лабораторных опытов. Панорамные кинотеатры, предусматривающие возможность просмотра профориентационных и обучающих фильмов, сенсорные столы с географическими данными о минералах и странах мира, сенсорный киоск с тестом для выбора профессии. Эти электронные экспонаты составили великолепную базу не только для проведения ознакомительных экскурсий о деятельности компании, но и стали подспорьем для организации разнообразных познавательных мероприятий. Нажимая на кнопки, трогая сенсорные макеты и выдвигая ниши, посетители могут узнать о круговороте полезных элементов в природе – от добычи апатитового сырья в Хибинах на Кольском полуострове до внесения удобрений в почву.

В МВЦ «Апатит» (Кировск) с помощью фиджитал-инсталляций (соединение слов physical и digital) можно научиться этапам диагностики минералов, узнать о технологиях подземной добычи руды с помощью виртуальной диспетчерской, а также увидеть на макетах и в анимированной инфографике, как обогащается апатит-нефелиновая руда. В специальной лаборатории есть возможность воссоздавать рельеф Земли, строить открытый карьер, искать и определять минералы, а также ставить химические и физические опыты.

В процессе модернизации и оснащения центров была проведена апробация интерактивно-просветительской и профориентационной программы.

В центрах профориентационная программа объединена по различным направлениям «Химия», «Биология», «Физика», «Геология», «География», «История», «Агрохимия», «Экология». В рамках данной программы в центрах проводятся интерактивно-познавательные мероприятия, лабораторные практикумы, опыты, позволяющие погрузиться в мир профессий и понять свой потенциал в данных направлениях. Встречи со специалистами, погружение в мир профессий, решение актуальных производственных кейсов проходит с помощью цикла мероприятий «Город профессий Фосагро».

С помощью программы «Растем вместе» школьники имеют возможность узнать от топ-менеджеров АО «Апатит» истории карьерного пути и получить практические рекомендации для самоопределения и развития. В МВЦ «Апатит» в рамках цикла научно-просветительских мероприятий «ГеоПрактик» мотивированные и талантливые школьники могут осуществлять исследовательскую деятельность по направлениям «Минералогия»,«Общая геология», «География», «Петрография», «Обогащение руды».

Процесс реализации проекта занял, как и было запланировано, 8 лет – с 2013 года по 2020 год.

Посещение центров и участие в мероприятиях бесплатно для всех категорий посетителей.

Открытие музейно-выставочных и интерактивно-познавательных центров имело большой резонанс в общественности благодаря освещению в СМИ, поэтому информация до целевой аудитории была донесена эффективно и быстро. На данный момент ежегодно представители центров участвуют в педагогической августовской конференции, донося педагогам информацию о профориентационных мероприятиях центров.

Кроме того, центры имеют официальные страницы в социальных сетях Вконтакте, Facebook, которыми активно пользуются жители города и школьники, познавательные каналы на YouTube, а также собственные сайты, позволяющие не только узнавать базовую информацию об экспозициях, мероприятиях, но и записываться на экскурсии и мероприятия.

Первой реакцией коллектива былагордостьза результат своей деятельности и вдохновение на дальнейшее развитие проекта. Во всех городах присутствия компании центры пользуются огромным спросом среди школьников как центры знакомства с профессиями, место притяжения подростков, культурного досуга и интеллектуального времяпровождения.

Примечательно, что сотрудники предприятия считают центр предметом гордости и с удовольствием приводят своих гостей, родственников, чтобы наглядно рассказать о своей деятельности в компании и провести время с пользой.

Основная сложность была в поиске и сборе нематериального индустриального наследия – воспоминаний ветеранов, опыта работы прошлых лет, поскольку ветераны находятся сейчас в разных городах страны.

Мы решили эту проблему, запустив акцию по сбору воспоминаний и их видеозаписи.

Результат стал ощущаться с первых месяцев появления центров. На данный момент среди посетителей – более 300 тысяч детей, которым мы помогаем узнать больше о химической отрасли и создаем условия для самореализации и осознания своего потенциала, а также для развития ключевых компетенций 21 столетия. Уровень вовлеченности школьников можно оценить по количеству школ – все школы городов, где построены центры, побывали на мероприятиях неоднократно, опробовали несколько программ, прошли профориентационный тест.

В 2017 году решением Череповецкой городской думы интерактивно-познавательному центру «Зеленая планета» присуждена награда «Социальный проект года – 2017» за реализацию программы, имеющую высокую социальную значимость и внесение значительного вклада в развитие и процветание города. В 2018 – 1 место в конкурсе «Лидеры корпоративной благотворительности» по Северо-Западному федеральному округу в номинации «Лучший проект, способствующий развитию образования» и 1 место в конкурсе «Лучшие практики развития детского туризма» в номинации «Лучшая организация детского туризма в рамках внешкольной деятельности». В 2019 году – Победитель (1 место) специального этапа отраслевого конкурса «5 звезд. Лидеры химической отрасли».

В 2018 году мультимедийная экспозиция «Путешествие из недр Земли в атмосферу», реализованная в башне МВЦ «Апатит» в Кировске получила гран-при фестиваля музейного мультимедиа «Музейный ГИК».

В 2019 году проект дооснащения экспозиций МВЦ «Апатит» и создания исследовательского центра «Геопрактик» стал победителем конкура «Корпоративный музей» в номинациях «Лучший корпоративный музей» и «Апгрейд года».

В 2020 году цикл научно-просветительских мероприятий «Геопрактик» получил диплом победителя этапа общественного признания в конкурсе лучших практик неформального образования.

Центр посетило более 300 000 школьников и студентов,сотрудниками центра было разработано более 50 мероприятий профориентационного характера, проведено более 5000 экскурсий и познавательно-развлекательных мероприятий, записано 15 интервью с руководителями общества в рамках профориентационного проекта «Растем вместе».

В Книгах отзывов и социальных сетях количество положительных отзывов говорит об успешности и необходимости проекта. По результатам опроса, 95% учителей отметили увеличение интереса к рабочим и инженерным специальностям, к предметам «Химия», «Биология», «Геология», «География» участников проектов центра.

По результатам анкетирования, 98% детей изъявили желание посетить центр повторно, после участия в одном из профориентационных проектов.

Фото Группа Компаний «ФосАгро»

Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR 2021.

.reqform-wrapper { padding: 10px 0px 20px; } form[name=reqform] { display: inline-block; padding: 20px; background-color: #eee; } form[name=reqform] .form-group { padding: 0px 0px 10px 0px; margin: 0px; } form[name=reqform] .form-group:last-child { padding: 0px; } form[name=reqform] label { width: 100px; text-align: right; } form[name=reqform] input[type=text], form[name=reqform] input[type=email], form[name=reqform] input[type=tel], form[name=reqform] textarea { display: inline-block; width: 400px; margin: 5px 0 5px 10px; background: url(/themes/hr-tv-new/images/input-bg.png) repeat-x top left; border: 1px inset #eee; background-color: #fff; } form[name=reqform] textarea { height: 100px; width: 396px; } #output { padding: 10px; }

ФИО Телефон Email Сообщение