Войти в почту

В Центральной Азии растёт число обучающихся в русских классах

27 ноября 2020 года состоялась Международная видеоконференция «Русский язык как средство расширения международных компетенций». Ее организаторами выступили совместно АНО «Содружество народов Евразии», Худжандский государственный университет (Таджикистан) и НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета (Россия).

В Центральной Азии растёт число обучающихся в русских классах
© Большая Азия

Благодаря консолидации международных усилий, удалось объединить на общей площадке для заинтересованного профессионального разговора более 40 специалистов из 13 вузов, 9 городов и 5 стран мира. Среди них – координаторы программ Россотрудничества по русскому языку в Таджикистане

Ирина Сульжина

и в Киргизии

Ирина Царёва

, руководители центров русского языка и культуры, педагоги и ученые, филологи и литературоведы из Алма-Аты, Уральска (Казахстан), Бишкека (Киргизия), Душанбе, Худжанда (Таджикистан), Ташкента, Намангана, Ферганы (Узбекистан), Оренбурга (Россия).

Оценивая состояние и перспективы русского языка в Центральной Азии, участники конференции отметили, что в странах региона идет сложный и порой противоречивый, но объективный, закономерный процесс усиления роли государственных языков, расширения их использования во всех сферах жизни. В образовательное пространство Центральной Азии активно заходят вузы из Турции (Казахстанско-Турецкий, Киргизско-Турецкий университеты и др.), Китая (Институты Конфуция), Южной Кореи (университеты Инха, Пучон, Ёджу в Ташкенте и др.), США (Университет Вебстера в Ташкенте, АУЦА в Бишкеке и др.), Великобритании (Казахстанско-Британский технический университет, Вестминстерский университет в Ташкенте и др.) со своими языками и интересами.

Однако несмотря на это, русский язык в странах Центральной Азии сохраняет высокую востребованность как конкурентное преимущество для получения качественного образования, успешного трудоустройства и карьеры, доступа к достижениям российской науки и культуры. Подтверждением этого является рост числа обучающихся в русских классах за последние 10 лет в Узбекистане – на 50%, а в Таджикистане – на 36%, высокий конкурс на бюджетные места в российских вузах абитуриентов из стран Центральной Азии.

В этих условиях целью всех заинтересованных сторон должно быть не искусственное насаждение русского языка, а поддержка существующего общественного запроса и даже его стимулирование посредством создания устойчивой инфраструктуры: открытия в регионе опорных школ и филиалов российских вузов, направления туда опытных российских педагогов и методистов для работы по контрактам, современной учебной литературы, регулярного повышения квалификации местных учителей. В частности, в рамках конференции представители Таджикистана выразили заинтересованность в открытии на территории республики филиала одного из российских педагогических вузов.