Войти в почту

«Это должно быть заметно»: амурские педагоги о воспитании в школе

Поправки в федеральный закон «Об образовании в РФ» дают определение понятия «воспитание обучающихся» и раскрывают механизм организации, который должен работать пока до 1 сентября 2021 г. Что в этом направлении предпринято в Приамурье?

«Это должно быть заметно»: амурские педагоги о воспитании в школе
© 2x2.su

Почему не новое?

- Подчеркну, что воспитательная работа всегда закладывалась в основу любой школы, детсада, учреждения допобразования. Человеческие ценности: забота о детях, уважение к старшим, защита природы и т. д. - это было, есть и будет. Поэтому речь идёт не об организации какой-то новой работы в этом направлении. То есть сама по себе воспитательная работа не может начаться заново, она должна быть более включённой в образовательный процесс, - прокомментировала заместитель председателя правительства Амурской области, министр образования и науки Светлана Яковлева. - Мы совместно с институтом развития образования обеспечиваем новое наполнение курсовой подготовки, разработку методических рекомендаций, в том числе в условиях работы с электронными ресурсами, работы в условиях пандемии - для воспитания таких важных качеств, как самоорганизация, самодисциплина, самозащита. Возможно, сейчас это выходит в приоритет.

Что нужно частнику?

Также с вопросом о воспитательной роли педагога мы обратились к нашим экспертам.

Учитель биологии с 40-летним стажем, директор школы в течение 25 лет, автор детских книг об амурской природе Людмила Мерзлякова:

- Этот вопрос давно назрел и наконец-то выкристаллизовался на госуровне. Но как будет выглядеть эта система воспитания, я представляю с трудом. В наше время всё было государственным, теперь всё в частных руках, цель которых, что таить, зарабатывание денег. Раньше весь государственный строй работал на систему воспитания человека. И главным было патриотическое воспитание - по направлениям: военное, трудовое, экологическое и т. д. Мы не ориентировались на зарубежье, не надеялись, что к нам кто-то приедет строить заводы и фабрики. Хватало своих кадров, была огромная система училищ, полным ходом шла подготовка рабочих специалистов…

Воспитательная работа, в принципе, проводится и сейчас, но она должна стать заметной. В неё нужно вкладываться финансово - базу создавать. Но насколько это рентабельно для нынешнего общества капитала?..

Кстати, в последнее время наблюдаю усиление работы по воспитанию у детей бережного отношения к природе. Ещё работая в школе, я обратила внимание на нехватку литературы по естественным наукам. И горжусь своим вкладом в работу по экологическому воспитанию школьников - выпуском книги «Песня о Норском заповеднике», задача которой - расширить знания детей о природе Приамурья. Вообще во всех моих книгах красной нитью проходит мысль об ответственности человека за всё происходящее в окружающей среде.

У кого контроль?

Учитель истории и обществознания из г. Зеи Олег Хоменко:

- Соглашусь, воспитание в школе всегда было. Вопрос: куда идёт процесс и кто его контролирует? В постсоветское время воспитательная функция школы переходила в неконтролируемый, свободный процесс, в котором инициативу порождали энтузиазм и переменчивые настроения педсостава. Школе Конституцией запрещалось заниматься вопросами политического воспитания, идеологического развития. Сейчас «гайки» в этом вопросе ослабили. Некоторые группы политической элиты даже готовы возглавить формирование стандарта воспитания. Зачем им это - уже отдельный вопрос.

Как будет проходить это изменение? Присущая предшествующей эпохе независимость и самостоятельность школ в этом направлении должна исчезнуть. В оплате труда учителей появится графа о воспитательной услуге. Одновременно посыплются многочисленные проекты, конкурсы, отчёты и т. д., которые будут соответствовать избранным элитой представлениям о морали, нравственности, патриотизме. Методика неэффективная, но действующая ныне. Чтобы менять её, нужны радикальные изменения в образовательной системе, а готовности к этому пока не наблюдается. Идёт процесс в вопросах технического оснащения школ, питания учеников, зарплаты педагогов, но не в системе организации работы и управления. Почему к этому скатываемся? Потому что так работает вся отечественная система управления. А образование, встроенное в действующую госсистему, по-особому управляться и не может.