Войти в почту

Под теплой крышей. Международные организации меняют школьное питание

Вот уже десять лет, как на международном уровне оказывается содействие нуждающимся странам в развитии национальных программ школьного питания.

Под теплой крышей. Международные организации меняют школьное питание
© Русская Планета

С этой целью объединились проекты Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН, а также Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) при финансовой поддержке Российской Федерации и участии Института отраслевого питания (SIFI).

На данный момент таких стран шесть – Армения, Кыргызстан, Таджикистан, Иордания, Марокко и Тунис. По каждому из государств, конечно, учитывается специфика, однако в целом, подход идет по одной системе. В чем она состоит и каковы реальные результаты, посмотрим, взглянув на страны ближнего зарубежья.

На своей земле

Первой такой страной стала Армения. Там все началось в 2010 году, когда люди впервые после обретения независимости задумались о восстановлении системы школьного питания.

Институт отраслевого питания активно вовлечен в процесс развития школьного питания. Причем, как на уровне принципиально важных документов, так и на более практическом уровне. Таким, например, как переоснащение столовых и обучение руководителей, а также самих поваров, как обеспечивать школьников вкусными и полезными порциями каждый день.

Национальная программа школьного питания действует в этой стране уже шесть лет, с 2014 года. Судя по отзывам самих директоров, страхов при ее введении было немало. Как работать на новом оборудовании, как раздобыть средства на новые столовые и на разнообразное меню. И тут пришла конструктивная идея – выращивать овощи и зелень на своей территории, а теплицах

Почему теплицы? Все просто: в Армении не всегда тепло и зимы могут быть достаточно холодными, а детям в любом случае необходимы дополнительные источники витаминов.

Начали с одной из школ города Веди. Здесь была установлена первая теплица (около 198 кв.), ее оснастили системами обогрева, вентиляции и капельного орошения.

Вторая оборудована в селе Верн Аршарат. Ее сделали почти в два раза больше (384 кв. м.), чтобы оставались овощи и зелень, которые можно продать на местном рынке получить дополнительный доход для школы.

Самая большая теплица такого рода на территории Армении находится в селе Суренаван. Ее площадь достигает уже 528 кв. метров, что позволяет обеспечивать и соседние школы.

Понятно, что обычные навыки сотрудников школ не предполагают работы на земле, поэтому для них организовали тренинги на эту тему (совместно с местным Центром развития села и агробизнеса), агрономы объяснили все необходимые премудрости.

Еще одна ипостась проекта – использование работы с землей и растениями для развития и профориентации ребят. С этой целью была разработана программа , оформленная как отдельное методическое пособие. где рассказано, каким образом растут овощи, фрукты и ягоды, что с ними делать и как ухаживать.

Помимо теории предусмотрены практические задания и даже эксперименты. Тремя теплицами не ограничились. В начале 2020 года на территории школы им. Вардгеса Петросяна была установлена уже четвертая - из двух секций, по 200 кв. метров. Все это оборудовано отоплением и вентиляцией, а также, приборами контроля влажности.

Одну из этих частей выделили под томаты сорта махитос, другую – под клубнику по технологии гидропоники. Летом, как только все созрело, урожай шел в магазины и на рынок. С началом учебного года львиная доля , конечно же, стала отправляться отправляется на школьное питание, а излишки – на продажу. Что-т о из этого покупают и сами сотрудники школы.

В прошлом году Россия на заключительном этапе проекта выделила 18 млн. долларов в фонд ВПП ООН. Это предполагает ремонт и переоснащение пищеблоков 474 школ.

На данный момент в национальную программу школьного питания входят шесть регионов (марзов). Предполагается, что к 2024 году в нее войдут все марзы страны.

От пекарни до парника

А вот в Таджикистане - своя специфика. Так сложилось, что к 1999 году уже после гражданской войны эта страна, также входившая в состав СССР, стала одной из беднейших в мире. На тот момент ВПП ООН начинает здесь проект «Облегчение доступности образования для детей, находящихся в уязвимом положении».

Институт отраслевого питания подключился к этой работе в 2013 году, став техническим партнером. Основным достижением за это время является Концепция развития Национальной политики в области школьного питания (2015 год). Документ был разработан совместно с Министерством образования, Министерством здравоохранения и социальной защиты и ВПП.

На практическом уровне – это поставки продуктов, наиболее необходимых для питания детей – горох, витаминизированная мука, растительное масло и йодированная соль

Первыми, пилотными проектами стали восемь школ в двух районах – Хатлонского и Согдийского.

Сначала оборудовали мини-пекарни при школах и пышные свежие булочки стали частью завтраков. Потом, понимая, что в рацион необходимо включать свежие овощи, фрукты и зелень, организовали парники с капельным орошением.

В итоге, 22 парника были установлены в 20 школах Хатлонской области, что на юге Таджикистана. Здесь настолько тепло, что выращивать урожай можно круглый год.

Законы страны позволяют строить парники на пришкольных территориях, но опыта такого рода там просто не было. Поэтому, пришлось издать методическое рекомендации и организовать для работников школ тренинги по работе с растениями.

Это также стало прекрасным приложением к таким предметам, как «Окружающий мир» и «Биология». А для ребят из начальной школы (1-4 класс) специалисты разработали рабочие тетради с заданиями и упражнениями для интерактивных занятий. Помимо выращивания овощей, там говорится о здоровом питании и его роли для человека, о личной гигиене и так далее.. И да, это максимально похоже на то, что делается в Армении.

А когда 27 апреля в Таджикистане на время закрыли школы по причине пандемии, наиболее уязвимые семьи (24 тысячи семей) дети которых учились в школах-участниках программы школьного питания ВПП ООН, получили единовременные продовольственные пайки.Туда входили наборы из обогащенной муки, растительного масла и желтого гороха. Такой же набор продуктов использовался для приготовления ежедневных горячих блюд в рамках Программы школьного питания в «доковидные» времена.

Столовые – по новым стандартам

В Кыргызстане Национальная программа школьного питания появилась уже давно – в 2006 году. По сути, это аналогично современному российскому «президентскому завтраку» . Однако по сути, полноценным обедом там и не пахло. Как правило, детям давали черный чай с булочкой или другой выпечкой. На какой-то момент власти задумались о том, как реформировать, эту сферу, через внедрение улучшенного меню.

Чтобы получить техническую поддержку, правительство Киргизии в 2013 году направило запрос в ВПП ООН и через некоторое время появился проект развития «Оптимизация школьного питания в Киргизской республике».

Годом позже был принят документ «Ключевые направления развития школьного питания в Киргизской республике», определивший приоритеты развития этой сферы на ближайшие 10-12 лет. Как и в случае с Арменией и Таджикистаном, свои силы объединили ВПП ООН и Институт отраслевого питания (финансирование - от России)

На сегодняшний день действует проект «Оптимизация Национальной программы школьного питания». В ее основе – результаты крупнейшего социологического исследования с участием более 3000 респондентов на самых разных уровнях. Этим занимались специалисты ИОП (SIFI) поддерживая контакты с национальными партнерами.

Что касается практического применения, то пилотный проект по школам этой страны пошел с 2013 года. За этим - целый спектр действий. Таких, как например разработка планов переоборудования пищеблоков, предоставление школам дополнительного кухонного оборудования, тренинги и консультации для работников и руководителей. Более 400 поваров прошло через них за четыре года.

Плюс - содействие в составлении питательных рационов. Осенью прошлого года в октябре 2019 года общественности была представлена Книга рецептов для школьного питания (которые специально разработаны для младших классов).

По статистике в рамках программы по оптимизации школьного питания горячие обеды готовятся для 200.000 учеников младших классов. Это около 640 «пилотных» школ Кыргызстана.

Из любопытных нововведений можно также отметить создание республиканского тренингового центра повышения квалификации в сфере школьного питания, веб-портала для родителей на эту тему и даже логистического центра для связи местных фермеров и школ.

Что касается книг для школьных поваров, то аналогичные издания вышли в свет и в Таджикистане и в Армении. Более того, они стали в разные годы победителями конкурса Gourmand World Cookbook Awards (2017 и 2019 соответственно).

Как отмечают представители системы образования, роль такой программы куда более значительная, чем просто накормить детей полезно и вкусно.

«Одним из плюсов программы можно назвать то, что дети стали меньше прогуливать школу. Поверьте, далеко не все ученики завтракают дома. Бывают дети из малообеспеченных семей. У них нет возможности питаться разнообразно. Если в школе есть горячее питание, то больше шансов, что такой ребенок не пропустит школу. У него будет стимул ходить каждый день. К тому же на уроках ребенок не будет думать, что бы поесть. Он будет сыт и больше уделит внимания урокам. Следовательно, повысится и успеваемость», — говорит директор Орловской средней школы № 1 Павел Попов

«От того, насколько хорошо ребенок будет питаться, зависит не только его физическое, но и ментальное здоровье» - констатирует заместитель министра здравоохранения Эркин Чечейбаев.

Отметим, что все эти программы начинались задолго до пандемии. Но несмотря на то, что COVID-19 угрожает продовольственной безопасности, как и финансовому положению сельского хозяйства , такие меры, основанные на действительно человеческом подходе на местах без бюрократии и обмана, могут реально спасти положение по части детского питания даже в самых отдаленных городах и селах.